Ирина Францева
Роль воспитателя в развитии общения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для всецелого общения детей, для развития гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт прибивания в детском саду не дает толчок для речевого развития ребенка. Наукой и практикой доказано, что у дети имеющие большие возможности общения со сверстниками, но находящиеся в условиях дефицита общения со взрослым, речь сама по себе достаточно бедна, примитивна и однообразна. Дети имеющие ограниченные возможности в плане общения со взрослыми не имеют такой личной характеристики как эмпатия, взаимопомощь, самостоятельная организация содержательного общения. Для развития этих важных качеств личности необходимо правильно, целенаправленно организовывать детское общение, которое может осуществить воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Поэтому велика роль воспитателя в развитии общения у детей дошкольного возраста. Если воспитатель не будет знать и видеть внутреннюю потребность, побуждающую ребёнка к общению, он педагогически не сможет его понять, а следовательно, и правильно ответить ему, и своевременно скорректировать его поведение.
Публикация «Роль воспитателя в развитии общения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Целью курсовой работы является теоретическое изучение роли воспитателя в развитии общения у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему общения в психологии;
2. Описать основные формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте;
3. Определить роль воспитателя для развития общения детей дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития общения у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема общения в психологии
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выгодского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, М. М. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В науке по проблеме общения в дошкольном возрасте имеются работы таких исследователей, как Андреева Г. М., Галигузова Л. И., Горбачева В. А., Калягина Е. А., Леонтьев А. А., Лисина М. И., Мухина В. С., Репина Т. А., Рояк А. А., Рузская А. Г., Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. и т. д [4].
На основании изучения работ указанных ученых понятие общения может быть рассмотрено как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [7].
Учитывая всю многоаспектность, сложность общения, считаем необходимым обозначить его структуру. К структуре общения относят три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторона общения, в узком смысле представляется в обмене информацией между общающимися людьми. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися людьми, а именно в обмене знаниями, идеями и действиями. Перцептивная сторона общения обозначает, то, что процесс восприятия и познания общающихся личностей способствует установлению процесса обоюдного взаимопонимания. Тем не менее, все эти термины весьма условны.
Общение со сверстниками всегда своеобразно и во многом противоречиво. Дети с большим удовольствием взаимодействуют друг с другом, но между ними часто случаются ссоры, обиды, драки. С психологической точки зрения, что общение с другими детьми имеет большое значение для полноценного развития ребенка, а так же формирования его личности.
1.2 Основные формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте
В работе с детьми дошкольного возраста принято ориентироваться как на содержание показателей психического развития в рамках нормы развития, но и стремиться к правильному их формированию. Тем не менее, простого наличия общения и его количественного показателя недостаточно.
Были определены четыре отличных и онтогенетических последовательные формы общения дошкольников со взрослым. Описаны формы общения дошкольников со взрослым, которые различаются между собой по месту общения в жизнедеятельности ребенка, содержанию коммуникативной потребности, мотивами и средствами общения, значением для психического и личностного развития ребенка.
Таким образом, в течение дошкольного детства последовательно изменяются следующие формы общения : ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное.
1.3 Роль воспитателя для развития общения детей дошкольного возраста
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.
Совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество обеспечит развитие коммуникативной стороны общения. Воспитателю необходимо организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. В процессе совместной деятельности воспитатель не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими [3].
Воспитатель обязательно должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:
1. Наполнена событиями, то есть связана с событием из личного опыта;
2. Ритмична, а именно должна присутствовать двигательная и умственная активность, они должны чередоваться;
3. Процессуальная, то есть дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах.
Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию [6].
Таким образом, роль воспитателя для развития общения детей дошкольного возраста достаточно велика, от того на сколько грамотно и доступно воспитатель может преподнести новую информацию для детей, то на сколько увлекательно может выстроить диалог между собой и детьми завит в целом речевое развитие каждого ребенка. Речь ребенка выступает его показателем психического и социального развития, то есть чем доступнее, проще, но не бытового уровня, речь воспитателя тем грамотнее речь детей в целом.
Глава 2. Применение игровых технологий в развитии общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Методы исследования уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников
Исследование проводилось в детском саду комбинированного вида. В эксперименте участвовали, дети в возрасте 5-6 лет, в количестве 30 человек.
Учитывая практическую значимость выбранной темы, была определена цель: формирование взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в народных играх в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать диагностический материал по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в народных играх.
3. Разработать проект педагогической технологии формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в народных играх.
4. Разработать и внедрить программу «Играй-ка».
Изучив психолого-педагогическую литературу по формированию взаимоотношений в народных играх между детьми, был подобран диагностический материал.
С целью выявления уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в народных играх было проведено первичное обследование.
Для достижения цели исследования и эффективного выявления уровня сформированности коммуникативных способностей старших дошкольников была составлена и апробирована программа психолого-педагогической диагностики. Данная программа представлена следующими методиками: социометрический статус ребенка в группе сверстников, с использованием социометрической методики «Капитан корабля» (А. А. Романов, проявление отклонений в поведении детей в процессе игры - методика «Наблюдение в игре» (А. И. Анжарова, отношение ребенка к конфликтной ситуации с использованием проективной методики «Картинки» (Р. Р. Калинина, наблюдения за игровой деятельностью.
Таким образом, выбранная нами программа позволила выявлять уровни взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками с помощью народной игры. Нам нужно измерять сформированность коммуникативных умений.
2.2. Результаты исследования уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников
Анализ высказываний детей показал следующее : в обследуемой группе 5 детей (17 %) имеют статус «отверженного», 5 детей (17%) – статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.
В обследуемой группе преобладали дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» – 17 детей (59%, которые по наблюдениям проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.
Среди популярных детей в коллективе (статус «звезды») выявлено 2 ребенка (7%). Сверстники характеризовали их следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает».
Результаты данной методики могут быть представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 Социометрический статус в группе сверстников
Результаты социометрического обследования показали, что дети, которые имели неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации предпочитают разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым.
Наблюдение показало, что конфликтные ситуации в процессе игры возникают довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными.
Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах, нежели самостоятельные действия: вербальная реакция и продуктивный способ решения конфликта.
Это подтвердило в необходимости организации работы с детьми, направленной на предупреждение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель методики «Капитан корабля» – выявление уровня социометрического статуса старших дошкольников в группе сверстников. Анализ результатов методики «Капитан корабля» по выявлению особенностей взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок» показал, что группа старших дошкольников не однородна по своему составу. Основную стабильную группу составили предпочитаемые дети, то есть дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы. В данную группу вошли 50,0% старших дошкольников. Другие 50,0% выборов распределилась между: 27,0% популярными, 23,0% изолированными, отвергаемыми детьми. Следовательно, можно констатировать, что уровень сформированности взаимоотношений между детьми можно определить как ниже среднего (рисунок 2).
Рисунок 2 Результаты методики «Капитан корабля»
Данный показатель может стать причиной задержки формирования коммуникативных способностей старших дошкольников.
Возникла необходимость конкретизировать результаты социометрического статуса старших дошкольников в системе «ребенок-ребенок» через методику «Наблюдение в свободной деятельности». Результаты методики позволили нам определить, что ярко выраженной инициативностью обладают только 33,0% дошкольников, у 17,0% детей обследуемой группы инициативность проявляется ситуативной. 50,0% старших дошкольников показали ровные эмоционально устойчивые взаимоотношения со сверстниками. Эти дети они охотно общаются, легко идут на контакт, иногда проявляют собственную инициативу, но специально не стараются обратить на себя внимание сверстников. Диагностики уровня формирования коммуникативных способностей старших дошкольников была направлена на определение такого элемента общения, как интеракция в системе «ребенок – ребенок».
Результаты методики «Наблюдение в свободной деятельности» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 Результаты методики «Наблюдение в свободной деятельности»
Методика «Картинки» способствовала более качественному выявлению уровня развития коммуникативных способностей через организацию взаимодействия между общающимися (обмен знаниями, идеями и действиями) (рисунок 4).
В группу с высокими показателями мы отнесли 57,0% детей. В группу со средними показателями были отнесены 33,0% детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому. В группу с низкими показателями были отнесены 10,0% детей, не имеющих четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому. Дети выбирали ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Рисунок 4 Методика «Картинки»
Наблюдая за детьми во время их общения, нами было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств. В совместной деятельности, возникали трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Причиной этому явилось преобладание в группе детей – лидеров, которые не могли найти общий язык с другими детьми. Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, мы сделали вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью, неумением уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе.
Дошкольники практически не принимают участие в совместной игре, в разговоре со сверстниками не спокойны, ругаются, кричат, не могут вежливо попросить о чем-то товарища, отказываются оказывать друг другу помощь. Дети практические не проявляют сопереживания и сочувствия к сверстникам.
У мальчиков игровые объединения многочисленнее по составу, выше взаимность выборов желаемых партнеров, они чаще всего выбирают тех детей, которые предпочитают им, больше ориентированы на успехи ровесника в игровой деятельности.
Результаты исследования уровня сформированности навыков общения ребенка позволят выявить его проблемные стороны и в соответствии с этим конструировать индивидуальную программу коммуникативного развития, то есть сделать обучение коррекционным.
2.3. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников посредством игровых технологий
Это вызвало необходимость создания проекта педагогической технологии по формированию взаимоотношений и социализации у детей старшего дошкольного возраста в народных играх. Данная технология строилась с учетом образовательной программы.
I блок носит название «общение без слов». Его главной целью является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных детям вербальных и предметных способов взаимодействия.
II блок называется «Внимание к другому». Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.
Многие дети настолько сосредоточены на себе, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним.
III блок – «Согласованность действий». Основная его цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей.
IV блок носит название «Общие переживания». Цель – вызвать у детей «Общие эмоции». Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность.
V блок – «Взаимопомощь в игре». Главная цель этапа – учить детей проявлять сопереживание, сорадование, оказывать помощь друг другу.
Второе направление системы работы – просветительская работа. Она включает два блока: работу с педагогами и работу с родителями.
С целью формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в народной игре была разработана программа «Играй-ка», которая позволила удовлетворить запросы родителей и в большей степени учесть индивидуальные склонности ребенка.
Содержательная часть программы состоит из трех частей: «Бытовые игры» («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др., «Подвижные» («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др., «Драматические игры» («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.).
Сначала был подобран игровой материал. Была проведена подготовка к играм-занятиям. Проводились беседы. Объяснялись правила игры.
2.4. Результативность формирования коммуникативных умений старших дошкольников посредством игровых технологий
Итог подводился по методике Т. А. Владимировой «Критерии и показатели положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в народных играх».
Относительно данных критериев предлагаем выделить следующие уровни сформированности коммуникативных умений:
высокий уровень – 9 баллов (по 3 балла по каждому критерию);
средний уровень – 6 баллов (по 2 балла по каждому критерию);
низкий уровень – 3 балла (по 1 баллу по каждому критерию).
Таким образом, нами было выявлено следующее процентное соотношение уровней сформированности коммуникативных умений (рисунок 5).
Рисунок 5 Процентное соотношение уровней сформированности межличностных отношений
Согласно рисунку 5 мы можем констатировать, что уровни коммуникативных умений являются следующими:
высокий уровень – 17 испытуемых (57%);
средний уровень – 10 испытуемых (33%);
низкий уровень – 3 испытуемых (10%).
По результатам проведенного наблюдения можем сказать, что дети стали принимать участие в совместной игре, организованной товарищем; могут играть длительно, увлеченно, сосредоточенно; разговаривать спокойно, вежливо просить, предлагать товарищу свою игрушку, уступать роль, оказывать помощь; проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.
Относительно критерия «взаимодействие со сверстниками» мы можем отметить, что дети стали принимать участие в совместной игре, при этом стали играть более длительное время, сосредоточенно и увлеченно выполнять свои игровые роли.
Что касается критерия «знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками», нами были также замечены положительные тенденции. Испытуемые стали разговаривать более спокойно, вежливо просить о чем-то товарища, соглашаются уступать свою роль, оказывают друг другу помощь.
Относительно критерия «проявление нравственных чувств» было отмечено, что дети стали проявлять больше сопереживания, сочувствия, радости от общения со сверстниками.
Заключение
Развитие общения у детей дошкольного возраста рассматривается как важное условие психического развития ребенка, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Общение с взрослым носит исключительно важное значение для ребенка на всех этапах дошкольного детства. Особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза - развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного, так и внешнего (двигательная активность, общий статус развития и др.). Полноценное общение между взрослыми и ребенком способствует ходу нормального развития.
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленная на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Понятие «общение» употребляется в психологической литературе в разных значениях:
- как обмен мыслями, чувствами, переживаниями;
- как одна из разновидностей человеческой деятельности;
- как специфическая, социальная форма информационной связи;
- как взаимодействие, отношения между субъектами, которые имеют диалогический характер.
Общение выполняет в обществе функции объединения индивидов и их развития, позволяет трактовать его одновременно и как реальность общественных отношений, и как реальность межличностных отношений. В межличностных отношениях оно необходимо для существования самых разнообразных отношений между людьми.
Под коммуникативными умениями понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение.
Таким образом, коммуникативные умения формируются в процессе длительного общения и взаимодействия между людьми. Отношения мы можем определить как целостную систему личностных связей индивидуума с различными сторонами объективной действительности, состоящая их 3 связанных компонентов, таких как отношение человека к людям; отношение человека к себе; отношение человека к предметам внешнего мира.
В результате диагностики мы выявили, что коммуникативные умения испытуемых сформированы недостаточно.
Результаты исследования уровня сформированности навыков общения ребенка позволили нам выявить его проблемные стороны и в соответствии с этим конструировать программу коммуникативного развития.
С целью формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в народной игре была разработана программа «Играй-ка», которая позволила удовлетворить запросы родителей и в большей степени учесть индивидуальные склонности ребенка.
В программе «Играй-ка» содержание и тематика различных народных игр представлены как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса.
Нами была разработана программа «Играй-ка», в которой содержание и тематика различных народных игр представлены как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса.
В ходе игры ребенок глубоко усваивает нормы нравственности, получает общественный и социальный опыт, поэтому были подобраны такие игры, в основе которых лежит социальное взаимодействие с окружающими.
Сначала был подобран игровой материал. Была проведена подготовка к играм-занятиям.
По результатам проведенного наблюдения после внедрения программы мы можем сказать, что дети стали принимать участие в совместной игре, организованной товарищем; играть длительно, увлеченно, сосредоточенно; разговаривать спокойно, вежливо просить, предлагать товарищу свою игрушку, уступать роль, оказывать помощь; проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.