Ирина Артемова
Становление ценностей ЗОЖ
▼ Скачать +Заказ
Согласно ФГОС дошкольного образования главной задачей является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Организацию оздоровительной работы во второй младшей группе мы строим с учетом требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с «Тополек», разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой».
Публикация «Становление ценностей ЗОЖ» размещена в разделах
Главная цель нашей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье. Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;
- повышение эффективности к процессу обучения за счет средств здоровьесберегающих технологий.
В систему оздоровительной работы мы включаем следующие здоровьесберегающие технологии:
• Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением. Она направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
• Физминутки. В процессе НОД детей и по мере необходимости, нами используются физкультминутки. В работе используются различные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.
• Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также способствует развитию мелкой моторики детей.
• Дыхательная гимнастика, которая проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность
• Гимнастика для глаз. Выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.
• Гимнастика пробуждения. Она помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения различна (гимнастика в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера).
• В своей работе мы также используем босохождение по массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристые дорожки, резиновые коврики).
• Релаксация – проводится во время заключительной части занятий, а также перед сном. Для этого мы используем спокойную классическую музыку, звуки природы.
• Игровой массаж – это выполнение комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек.
• Подвижные игры. Они служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.
• После сна с детьми с целью закаливания проводится умывание и полоскание горла водой комнатной температуры.
Для более эффективного развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности в нашей группе оборудован физкультурно-оздоровительный центр. В нём собрано необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, а также оборудование для профилактической работы с детьми. Также в группе оборудован центр уединения, в котором ребенок может снять психоэмоциональное напряжение, расслабится, побыть наедине с собой.
Первоосновой для развития физически крепкого ребенка является воспитание культурно-гигиенических навыков.
Для формирования навыков мытья рук и умывания мы применяем игровые ситуации («Вымой руки», «Мыльные перчатки», «Умывалочка» и т. п., художественную литературу («Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Девочка чумазая» Е. Благининой, «Наши полотенца» Н. Найденовой и др.).
Для формирования навыков культурного поведения за столом также используются различные игровые ситуации («Кукла Маша обедает», «Мы готовимся к обеду», «Убери со стола» и т. п., художественная литература («Где обедал воробей» С. Маршака, «Маша обедает» С. Капутикян, «Завтрак», «Ужин» А. Кардашовой и др.).
И, наконец, для формирования навыков самообслуживания мы используем дидактические игры («Кукла Маша собирается на прогулку», «Причешем куклу Машу», «Волшебные пуговицы», игровые ситуации («Босоножки поссорились – помирились», «Расплелась косичка» и т. п.). Также знакомим детей с художественной литературой («Маша-растряша» Л. Воронковой, «Что взяла, клади на место» З. Александровой, «Этикет для карапузов» И. Горюновой и др.). Родителями наших воспитанников было изготовлено развивающее панно, на котором дети могут тренироваться в застегивании пуговиц, молний, шнуровке, развивать мелкую моторику рук.
Благодаря такой работе, дети наиболее успешно овладевают культурно-гигиеническими навыками и усваивают нормы и правила ЗОЖ.
Нами, воспитателями группы, систематически проводятся занятия, направленные на формирование представлений о строении тела человека, различные беседы, которые способствуют расширению и обогащению у детей знаний о здоровом образе жизни, игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, различные игровые ситуации).
Содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма не только личная гигиена, а также проветривание, влажная уборка, режим питания, прогулки на свежем воздухе, сон, ограничение уровня учебной нагрузки во избежание переутомления и т. д.
В своей работе с детьми мы регулярно используем всевозможные дидактические пособия по ознакомлению детей с элементарными правилами и нормами здорового образа жизни: сюжетные картины, плакаты, наглядности и т. д. Нами широко используется художественная литература по данному направлению, а также организуется для детей просмотр видеофильмов («Уроки тетушки Совы», «Аркадий Паровозов», «Фиксики», разнообразных презентаций, направленных на формирование у детей ценности здоровья и ЗОЖ.
Формирование ЗОЖ невозможно без взаимодействия детского сада с семьёй. Мы привлекаем родителей к сотрудничеству через родительские собрания, анкетирование (выясняем, занимаются ли родители спортом, а так же стремятся ли к привлечению детей к здоровому образу жизни). Также для родителей проводятся консультации по ЗОЖ, индивидуальные беседы.
Таким образом, все эти приёмы и методы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить их к здоровому образу жизни.