Любовь Артемьева
Эссе «Личность молодого педагога: становление в наши дни»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АРС»
ГОРОДА КОСТРОМЫ
Эссе
«Личность молодого педагога : становление в наши дни»
Артемьева Любовь Александровна,
педагог дополнительного образования,
"Малышкина школа".
Кострома 2015
Эссе
«Личность молодого педагога : становление в наши дни»
Моей маме Галине Валерьевне Зеленовой
педагогу-дошкольнику посвящается.
Публикация «Эссе „Личность молодого педагога: становление в наши дни“» размещена в разделах
Выбор профессии во многом определяет путь человека. Состояться в этой жизни – значит реализовать себя, найти единомышленников, добиться уважения и признания. Для меня выбор не был случайным. Профессия педагога отвечает моей жизненной позиции, моим стремлениям и интересам, позволяет проявить таланты и способности.
Мое профессиональное становление пришлось на нулевые годы 21 века. Так совпало, что в это же время я состоялась как жена, как мама. И оглядываясь назад, я вспоминаю то, что казалось неразрешимым в семье или в работе, и понимаю, что сейчас мне это по силам. Каждый день приносит новые задачи, трудности, которые порой кажутся непреодолимыми, однако, я верю, что смогу справиться с ними. Для меня плюсы и минусы нашего времени в его динамичности, насыщенности информацией. Мир так быстро меняется, что я, зачастую, не успеваю за ним. Но, в то же время, новые технологии, доступность новых знаний открывают мне новые перспективы и возможности.
Когда я думаю про личность педагога, я думаю о том, кто он в глазах ребенка. Взрослый в жизни Маленького Человека - Существо, сродни сказочному. Он всемогущ. И очень важно, какими чертами он обладает. Справедливость, Доброта, Мудрость, Искренность, Жизнелюбие – это далеко не полный список достоинств. То, какие Взрослые входят в ближний круг ребенка, определяет его отношение к миру. Сначала – это Семья. Но потом наступает момент, когда нужно выйти за ее границы. И очень важно, кто окажется рядом.
Я думаю, что общение педагога с ребенком подразумевает, прежде всего, желание понять и познать его мир. Мне очень близко высказывание философа Т. Назнанзина: «Образовывать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств». И поэтому, педагогика – это искусство учить и бесконечно учиться самому. В своей каждодневной работе педагог – Творец. Он и музыкант, и певец, и танцор, и художник. Он помогает ребенку созидать, совершать открытия, менять что-то в окружающем мире и в своей душе. В такие моменты я чувствую, что расту и меняюсь вместе с ребенком.
Дети, с которыми я работаю – дошкольники. Для них самая естественная форма существования – Игра. Игра – это их мир. Ребенок сам решает, кого туда пустить. На мой взгляд, ключ к этому миру – Искренность и Доверие. Стремясь туда, Взрослому важно осознавать ответственность за то, что он привносит. Только в этом случае, в игре Ребенок и Взрослый становятся партнерами, соучастниками, созидателями.
Подготовиться к занятию с детьми – это не легкое и не минутное дело. Однообразные занятия быстро надоедают дошкольнику. Когда я представляю то, с чем я приду к детям, я стараюсь найти, придумать что-то, чтобы их увлечь и заинтересовать. Они очень разные, и для меня важно, чтобы каждый ребенок испытал радость от только что сделанного открытия.
Настоящему педагогу необходимы оптимизм и жизнелюбие. Тогда рядом с ним ребенок чувствует себя более уверенным и защищенным. Тревожные мысли, сомнения возникают, время от времени у каждого педагога, как у молодого, так, мне кажется, и у более опытного. Если уныние захватит тебя целиком, то ничего хорошего не получится. Позитивное отношение к жизни помогает справиться с унынием и идти дальше.
Мне посчастливилось родиться в семье, где мама – педагог. Сейчас она «Отличник народного образования». Когда-то в детстве я сказала ей: «Хочу быть как ты!» Я видела, с каким азартом она занимается со своими малышами, как горят ее глаза, как она радуется успехам и открытиям своих воспитанников. Она мне казалась необыкновенно красивой и волшебной в эти моменты. Я очень хотела стать похожей на нее.
И вот, позади Университет. В Дипломе запись «Педагог дошкольного образования», и мой первый рабочий день. Его я буду помнить всю жизнь.
Мне было немножко страшно, но, в то же время, меня охватывало любопытство. Я думала: «Как примут меня малыши, понравлюсь ли я им, а вдруг они не будут меня слушаться?»
Я вижу : в уголке сидит Танечка и не хочет идти играть.
-Что с тобой? – спросила я.
- Я к маме хочу.
-Я тоже хочу к маме, - подумала я и произнесла это вслух.
- Честно? Но ведь ты большая тетя!
- Ну и что, - сказала я, - взрослые иногда также хотят к маме.
И я не обманула ее. Мне действительно очень хотелось, чтобы мама оказалась рядом. Но я поняла, что могу сама справиться трудностями.
Дети и взрослые испытывают одни и те же чувства. Тогда, в свой первый рабочий день, я убедилась, что искренне признаваясь ребенку в своих слабостях, я вовсе не теряю авторитет как педагог. Наоборот, я становлюсь для ребенка понятней и ближе. В такие моменты рождается Доверие.
Человеку свойственно искать себя на протяжении всей жизни, и я знаю, каких высот мне хочется достичь в своей профессии.
Прежде всего, я хочу реализовать себя: до всего дойти сама, додуматься, добраться. Когда я прихожу на занятия, встречаюсь с детьми, вижу, что они мне рады и я радуюсь встрече с ними. Когда мне удается придумать и провести занятие так, чтобы случились Открытия, я чувствую, что произошло что-то очень хорошее и важное, что я не всегда могу назвать словами.
Мне важно, чтобы рядом со мной были коллеги-единомышленники, которые разделяют мои ценности, взгляды на воспитание; те, с кем я могу поделиться своими задумками, планами, сомнениями, получить помощь и поддержку, если необходимо, помочь и поддержать сама.
Я хочу, чтобы мой труд – Труд Педагога признавали и уважали не только я, мои близкие, коллеги, дети с которыми я работаю и их родители, но и Общество, Государство.
Много за время работы у меня было тревог и волнений, были ошибки и неудачи. Но радость от встречи с детьми, от их искренности перевешивает все переживания и страхи.
Я верю, что правильно сделала свой выбор стать педагогом. Каждый день для меня – это еще один шаг вперед.