Светлана Лифатова
Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Лифатова Светлана Васильевна, учитель начальных классов I квалификационной категории
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь».
Становление коммуникативной компетентности школьников – один из ключевых моментов развития личности.
Коммуникативные компетенции :
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
Публикация «Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
В результате анализа структуры коммуникативной компетентности выделяются три компонента.
Информационно-интерпретационный компонент связан с познанием другого человека, включает способности ребёнка встать на точку зрения
другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми, и т. д.
Эмоционально-личностный компонент включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к сопереживаниям и действиям сверстников.
Практико-коммуникативный компонент подразумевает владение школьником конкретными навыками и умениями, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации.
Развитию коммуникативных УУД способствует организация проектно-исследовательской деятельности
Такой подход к организации работы на уроках и внеурочной деятельности даёт школьнику возможность на ранних этапах обучения понять свои наклонности и способности.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию коммуникативных умений межличностного взаимодействия и направлена на
актуализацию практико-коммуникативного компонента. Приобретённые проектно-исследовательские умения закрепляются в процессе организации познавательной деятельности учащихся. Школьники учатся не только работать с информацией, оборудованием, материалами, но и сотрудничать в группе.
Образовательный потенциал проектной деятельности : - создаёт у учащихся образ цельного знания;
- повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
- изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
- интерпретация результатов.
Воспитывает:
- значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
- чувства ответственности, самодисциплины;
- способности к самоорганизации;
- желания делать свою работу качественно.
Развивает:
- исследовательские и творческие способности личности;
- способность к самоопределению и целеполаганию;
-умения самостоятельно конструировать свои знания;
-коммуникативные умения и навыки;
-способность ориентироваться в информационном пространстве;
- умение работать с различными типами текстов;
- умение планировать свою работу и время;
- навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Учащиеся включаются в проектно-исследовательскую деятельность и учатся определять :
1).тему исследования,
2).выдвигать гипотезы,
3).строить план действий, направленных на достижение результата.
Как организовать работу?
Составить перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом. Это:
1).Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
2).Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех) областях.
3).Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
4).Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
5).«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
6).Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
7).Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Учащиеся 1 класса работали над проектом «Вода из-под крана».
Данная работа способствовала экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
В проекте «Вода из-под крана» предлагалась подготовка детей к пониманию экологических проблем как основе духовно- нравственного воспитания.
Практическое использование данного проекта должно позволить сформировать у учащихся чувство ответственности за судьбу природы.
Проект выполнялся в соответствии с образовательным стандартом начального образования по окружающему миру. Цель данного проекта : получить более глубокие знания понятий о жизнедеятельности людей, укреплении здоровья, усвоить и выполнять правила здорового образа жизни. Для этого предполагается решение ряда задач:
1. Расширить знания учащихся о воде как источнике жизни;
2. Исследовать состав воды в Коврове;
3. Изучить литературу по вопросу;
4. Провести опрос и узнать мнение жителей города по вопросу "Можно ли пить воду из-под крана?»;
5. С помощью специалистов из санитарно-эпидемиологической станции узнать наличие различных веществ в воде.
Продуктом данного проекта стала оформленная печатная работа, презентация по теме, фильм. В результате работы над проектом дети получили более глубокие представления о жизнедеятельности человека,
знания об укреплении собственного здоровья, приобрели навыки самостоятельной работы со справочной литературой, развивали коммуникативные умения, творческие способности, приобрели опыт выступления перед аудиторией.
Вашему вниманию мы предоставляем фильм «Вода из-под крана».
Рассмотрим на примере работы над проектом «Славянские куклы».
Ребята определили цель деятельности, составили план действий по достижению результата творческого характера.
Учащиеся осуществляли поиск и выделение необходимой информации, в том числе и использование ИКТ. Найдя ответы на поставленные проблемные вопросы, ребята перешли к творческой части. В результате работы ученики сами изготовили несколько обрядовых кукол и выступили с презентацией перед своими одноклассниками.
Выступление ребят с данным проектом перед своими одноклассниками заинтересовало многих учащихся. Они решили найти информацию о пальчиковых куклах и сами их изготовили.
Пальчиковые куклы помогают разнообразить и оживить урок. Разыгрывание диалогов с применением ролевых игр позволяет детям (особенно застенчивым) вживаться в ситуацию общения более непринужденно. По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий. По количеству участников - групповой.
По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом. На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы. На этом этапе ребята и учитель выбирали сказочных героев для будущего театра. Определяли, какими должны быть кукольные персонажи, их одежда, внешний вид. После того, как работа спланирована, наступает собственная деятельность детей, учащиеся все делают сами. Театральных героев учащиеся изготовили на уроке технологии. На последнем этапе — этапе представления своей работы — учащиеся работают под руководством руководителя театра ДДТ Ольги
Владимировны, чья роль очень важна. С помощью педагога ребята придумали фразы для своих персонажей и подготовили ситуации для их разыгрывания. На этапе демонстрации своей работы учащиеся разыграли мини - спектакли с использованием пальчиковых кукол.
Приложение 1
Общие правила для педагогов – руководителей проектов
1. Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
2. Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
3. Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
4. В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
5. Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
6. Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
7. Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
8. Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
9. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
10. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.
11. Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
12. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
13. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
14. Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
15. Используйте трудные ситуации (проблемы, возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
16. Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
17. Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
18. Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Савенков А. И. Я – исследователь. М. К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе.
2. Журнал «Начальная школа» №4 2005г, №1,2007г
3. Журнал «Исследовательская работа школьников» № 2 2004 год
4. Добрецова Н. В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе. - 1999, -№ 9, -с. 57
5. Нефедова Л. А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с. 61
6. Полат Е. С. Педагогическое проектирование : от методологии к реалиям // Методология учебного проекта : Материалы методического семинара. М., 2001. - с. 123.
7. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. : АРКТИ, 2003
8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М. : Аркти, 2004, с. 4
9. https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2772
10. https://www.openclass.ru/news/108976