Баранова Нина Ивановна
Отчет по самообразованию на тему «Формирование здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Установлено, что здоровье человека зависит от образа жизни, окружающей среды, медицины. Основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры здорового образа жизни. У детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта, изначально отмечается более низкий уровень здоровья, чем у лиц с нормальным интеллектом. Поэтому воспитанники должны быть вооружены целой системой представлений о физических возможностях организма, гигиене тела, питания, режима и т. д., а так же о сущности здорового образа жизни.
Публикация «Отчет по самообразованию на тему „Формирование здорового образа жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель моей работы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания и психического саморазвития.
Формами организации здоровье сберегающей работы являются:
физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные
физкультминутки, спортивные праздники, оздоровительные процедуры.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
- Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамики и других дезаптационных состояний.
- Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.
- Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению о своём здоровье и формированию культуры здоровья.
В своей работе я использовала следующие современные здоровье сберегающие технологии:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая и т. д.
- Технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье».
Для работы составлялось расширенное тематическое планирование.
Разделы планирования:
- Здоровый образ жизни и гигиена.
- Питание и здоровье.
- Социум и здоровье.
- Моё решение - моя будущая жизнь.
На занятиях и в повседневной жизни решались такие задачи:
- Научить детей определять своё состояние и ощущения.
- Сформировать активную жизненную позицию.
- Сформировать представления о своём теле, организме.
- Учить укреплять и сохранять своё здоровье.
- Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
- Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений
и различных видов деятельности.
- Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
- Формировать представление о том, что полезно и что вредно для организма.
Постоянно велась работа по развитию самоопределения, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, нравственного и социального здоровья.
Важнейшим разделом профилактики является формирование здорового образа жизни, воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Приобретение дошкольниками навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.
Усвоение и применение дошкольниками гигиенических знаний помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.
В группах соблюдают санитарно- гигиенические нормы, проводим профилактические мероприятия по ведению здорового образа жизни.
Для того чтобы дети были здоровыми, используем оздоровительные мероприятия, проводим физкультминутки, подвижные, спортивные игры. Провели мероприятия со следующей тематикой:
«Привычки укрепляющие здоровья», «Полезная и вредная пища», «Будь здоров», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,«Физическое здоровье и окружающая среда», «Сам себе я помогу – я здоровье сберегу»,
и т. д.
В конце каждого мероприятия дети делают выводы о том, что каждый человек должен помнить, что его здоровье во многом зависит от самого себя. Нужно уметь владеть собой, иметь силу духа. И только тогда человек будет здоровым, если он сможет сказать нет вредным привычкам. Ведь быть здоровым человеком - это важно!
Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Консультации для воспитателей на тему «Принципы развивающей педагогики оздоровления», «Сохранение и укрепление здоровья детей», «Создание условий для проведений игр и упражнений», «Организация работы с детьми в летний период».
Проводилась просветительская работа с семьями воспитанников. Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом: «О здоровье всерьез», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формирования здорового образа жизни в условиях семьи.
Работа с семьей включает:
-Целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические правила.
-Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физические и социальное развитие ребенка.
-Ознакомление родителей с результатами мониторинга состояния ребенка и его психомоторного развития.
-Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении.
Формы работы с родителями разнообразны. Ежегодно в детском саду проводится общие и групповые собрания, анкетирование. Были предложены такие анкеты: «Какое место занимает физкультура в вашей семье», «О физическом развитии». Консультации на тему : «Физическое развитие ребенка»,»Одежда для детского сада на физкультурном занятии», «Чем можно занять ребенка зимой на улице», «Спортивный уголок дома». Родители в любое время имели возможность получить квалифицированную помощь в вопросах оздоровления и развития детей. Принимали активное участие в спортивных соревнованиях и праздниках как «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери». «День защитника отечества».
В целом можно сделать вывод о том, что организация воспитательной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников, которая проводилась, дала положительные результаты.
Заключение
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при
обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания
с целенаправленным развитием его личности в специально созданной
и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.