Получи документы

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников

Сергей Горох
Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников
▼ Скачать + Заказать документы

За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровье сберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни.

Публикация «Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников» размещена в разделах

В основном закончена апробация федеральной междисциплинарной программы «Здоровье», ориентированной на школьников и преследует цель сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Задача целенаправленного формирования у детей и подростков ценностного отношения к собственному здоровью диктует высокие требования к профессиональной культуре всех участников образовательного процесса в вопросах здоровья в целом и в области профилактики социально значимых заболеваний.

В России медленно, но все же развивается сеть школ, в которых проблемы здоровья учащихся решаются достаточно хорошо. Вместе с тем очевидно, что даже самые лучшие программы, реализуемые в отдельных школах, не могут существенно повлиять на положение дел со здоровьем учащихся во всей системе образования. Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся, должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника?

В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье : переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. Известно, что из тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе, в различного рода подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. На вопрос «Хочешь ли ты учиться?» они отвечают: «Нет, хочу играть, гулять, разговаривать; петь люблю, плясать, а в школе нужно сидеть, молчать, делать не то, что хочешь…».

Особое беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5 класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок (увеличивающийся объем нагрузок, вербальные методы обучения, отсутствие единых требований к учащимся со стороны учителей, и возможностями школьника этого периода развития. Многие учителя даже не имеют представления о том, что время обучения в 5-6 классах совпадает с первым, самым острым, но скрытым от внешнего взора, процессом полового созревания ребенка, и что этот период его жизни связан с некоторым «откатом» в развитии: уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится зачастую резким, несдержанным, капризным, неадекватно реагирует на замечания взрослых и сверстников. Опасность здесь в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Значит, нужно изменять особенности организации обучения в 5-6 классах (особенно в 5-ом, пересматривать содержание обучения, отрабатывать требования к средствам обучения, в том числе к учебникам, осуществлять их преемственность с учебниками начальной школы. Необходима соответствующая нормативная база, новые методические письма, раскрывающие особенности детей этого возраста и специфику их обучения в этот особый возрастной период. По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза, а также заболеваний сердечнососудистой системы (более чем в 2 раза, что прямо связывается с отсутствием здоровье сберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

Таким образом, удельный вес негативных факторов внутри школьной среды составляет в начальной школе 12,5%, а к окончанию школы их доля возрастает до 21%.

Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др., не обходят стороной и старшеклассников.

Вся эта печальная статистика говорит о том, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали, важнейшей задачей в формировании программы здорового и безопасного образа жизни.

Формирование здорового и безопасного образа жизни – комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического психологического здоровья, как одной ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

При выборе стратегии реализации настоящей программы необходимо исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровье сберегающий работы общеобразовательной организации, требующий создании соответствующей, инфраструктуры, благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.

Наиболее эффективным путём формирования здорового и безопасного образа жизни у, обучающихся, является направленная и организованная взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и социуме.

Реализация должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью является:

социально-педагогическая поддержка, в сохранении и укреплении физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Основными задачами являются:

- формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

-пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни;

-развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

-формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях.

Разрушились связи между семьей и школой. Значительную часть времени дети проводят перед телевизором, компьютером. Недоступность для многих семей стадионов, плавательных бассейнов, спортивных секций и пр. снижает возможности компенсировать утомляемость детей и недостаточность двигательной активности.

Таким образом, возникла необходимость создания целостной системы психолого-педагогического обеспечения образования как здоровье сберегающего ресурса.

Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом-нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Поэтому возникла необходимость учить детей быть здоровыми. Не просто учить, а формировать осознанный выбор в пользу ЗОЖ. Семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего неблагополучные и ведут аморальный образ жизни, чем самым показывают только, отрицательный пример своим детям. Как в такой ситуации научить умственно отсталого ребёнка осознанно выбирать ЗОЖ? Эта проблема на сегодняшний день вышла на первый план, поэтому роль школы в организации системы работы по формированию осознанной потребности в ЗОЖ должна стать ведущей.

Наряду с внеклассной работой по формированию ЗОЖ, спортивными мероприятиями, учебный процесс не должен стоять в стороне.

Приоритетное направление - формирование осознанной потребности в ЗОЖ у подростков через ситуацию выбора.

Необходимо учить ребят правильно оценивать своё здоровье. Существует множество методик определения состояния своего здоровья и самую, простую предложил русский врач Амосов, определять размер здоровья. Размер здоровья - это условный параметр, не дающий ответ о состоянии здоровья, но он заставляет задуматься. Учащимся раздаются жетоны красного, зелёного и синего цвета. Даё тся инструкция: «Если вы не болели в течении всего прошлого учебного года - у вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон). Если заболевание возникло во время эпидемии - средний уровень (зелёный жетон). Если вы болеете во время обычных нагрузок - уровень здоровья самый низкий (синий жетон). Каждый учащийся самостоятельно оценивает размер своего здоровья.

В процессе обучения, учащиеся разучивают физические упражнения для укрепления осанки, делают дыхательную гимнастику, учатся формам расслабления, элементарным приёмам релаксации и др.

Таким образом в результате освоения курса «Я выбираю ЗОЖ» учащиеся 6-7 классов должны научиться осмысливать предлагаемый к изучению теоретический материал и выражать свои суждения по рассматриваемым проблемам, практически осуществлять здоровый образ жизни (утренняя гимнастика, спортивные занятия и др, находить правильное решение проблемных задач, вести агитационную работу по ЗОЖ.

В результате освоения программы учащиеся должны научиться адекватно, оценивать себя и своё здоровье, адаптироваться к негативным факторам в непривычных жизненных ситуациях, самостоятельно выбирать правильное решение, предложенной ситуации.

Нельзя говорить о серьёзных результатах, так как эта работа нацелена на годы, но есть первые положительные моменты, которые можно отметить: учащиеся хорошо приняли новую тему в курсе технологии, проявили заинтересованность, научились делать первые выводы о пользе ЗОЖ, о необходимости его поддерживать, чтобы правильно организовать самостоятельную жизнь, создать здоровую семью. Постоянно ставя учащихся в ситуацию выбора, у них формируется правильная линия поведения и в других вопросах. Многие уже понимают, что вести ЗОЖ не просто, нужно прилагать усилия, которые в будущем себя оправдают.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни Минаева Светлана Васильевна старший воспитатель структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная.

Современные подходы в методической работе по формированию у детей безопасного и здорового образа жизни По мнению академика Ю. П. Лисицина – «… здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта,.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников Формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период - один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.

Формирование здорового образа жизни Формирование основ здорового образа жизни Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как.

Формирование здорового образа жизни дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.

Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.

Формирование здорового образа жизни у младших школьников Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 19:03
+129Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников» (включая файлы) размещена пользователем Сергей Горох (УИ 1522475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД