Ольга Игнатьева
Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста
(сообщение для воспитателей)
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ
Публикация «Консультация „Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет валеология – наука о здоровье.
Волеология утверждает, что здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие враги, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ.
ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собою, с другими людьми, с обществом и природой.
Валеологическая образовательная работа должна осуществляться в следующих направлениях:
1. «Я и мое здоровье». Резервы моего здоровья – мое богатство.
2. «Я и другие люди». Взаимодействие в коллективе как условие, здоровья ребенка.
3. «Семья – древо жизни». Моя родословная. Моя роль в семье.
4. «Мальчики и девочки – чудо природы». Половые различия как основа мироустройства.
5. «Я и общество». Явления общественной жизни, социальные институты.
6. «Я и мир вещей». Увлекательное отношение к творениям рук человеческих.
7. «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.
Приоритетным направлением валеологического образования должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.
Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым,вести ЗОЖ, он должен осознать, что здоровье человека важнейшая ценность, главное условие любой жизненной цели, что каждый сам имеет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, дошкольного возраста, т. к. заботясь о здоровье и во всестороннем развитии детей, мы приучали прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.
Работу по здоровому образу жизни я начала со средней группы целью моей работы было:
1. Научить детей любить себя и свой организм, любить окружающих людей.
2. Знать, что от хороших и плохих поступков зависит их здоровье, здоровье окружающих.
3. Следить за своей речью, не произносить плохих слов.
За основу своей работы взяла программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Веракса Н. Е., которая предусматривает выполнение следующих задач в разделе «физическое развитие» :
охрана и укрепление здоровья;
создание благоприятных санитарно – гигиенических условий;
организация полноценного питания;
систематически во все времена проводить утреннюю гимнастику;
пребывание на свежем воздухе;
проведение физкультурных упражнений в игровой форме и подвижных играх.
Изучила и применяю в образовательной работе программу оздоровления детей в ДОУ Берестневой З. И. «Здоровый малыш» и следующие методические рекомендации:
1. Бабенкова Е. А. Игры, которые лечат (для детей от 3 до 7 лет). М., 2009
2. Вареник Е. Н. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 2008
3. Ищенко М. Н. Физминутка для малышей. Ростов –на –Дону, 2009
4. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения – Волгоград, 2010
5. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим – М., 2009
6. Коноваленко В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (комплекс упражнений). М., 2004
7. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников: нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, семье, школе. М., 2004.
8. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. М., 2012
9. Стрельникова А. Н. Методика дыхательной гимнастики
10. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. – М., 2009
В работе, с детьми я стараюсь формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть чести тела, прививала привычку полоскать рот питьевою водой после приема пищи. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры и сюжетно – ролевые игры, как «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», также знакомила с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой.
Применяла во время умывания потешки «Водичка - водичка», «Расти коса до пояса».
Большое внимание в работе с детьми уделяла формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращала внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду, выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.
Большую работу по ЗОЖ проводила в разных видах игр, на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях.
В ООД познавательного развития «Кто я?» формировала у детей умение называть свое имя, фамилию, домашний адрес. Играли в игры: «Что у меня есть?» (тело, органы, отмечали части своего тела, рассматривали цветные иллюстрации с целью ознакомления с внешними и внутренними органами. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним.
Проводила беседы:
1. «Почему мы болеем?» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.
2. «Что такое кожа?», следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, учу бережно с нею обращаться, закрепляла правила ухода за кожей.
3. «Что нужно для того, чтобы быть здоровым?» - где приобщала детей к регулярным занятиям утренней гимнастикой.
4. В игре «Собери себя» (разрезные картинки) - дети составляли тело человека с помощью отдельных деталей, называли их.
Все игры и задания позволяют формировать у детей правильное отношение к своему здоровью
Изучая тему «Моя семья» дети учились называть имена родителей, кто, где работает. Провела беседу: «Что делает мама (папа) на работе?». Дети рассказывали об обязанностях всех членов семьи. Просила родителям рассказать детям о своей работе, обогатить их элементарные знания.
Беседуя с детьми, учила соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей. Также приучала быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучала основным правилам безопасного поведения на улицах.
Читала сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух, лиса». Эти сказки использовала, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя на улице, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и, анализируя содержание сказки с детьми, старалась помочь понять, почему же так случилось с мышонком, что он попал в беду? Какой был мышонок? Надо ли слушаться взрослых? Слушаетесь ли вы своих родителей?
Считаю, что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, ООД, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена. Систематически провожу игры «Назови части суток», «Что мы делаем утром, днем, вечером, ночью».
Большое внимание уделяла закаливанию детей. Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, воздушное закаливание после сна, гимнастику для глаз, обливание рук до локтя и лица прохладной водой, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурнуюООД.
Провела спортивные развлечения на тему «Мама, папа, я – спортивная семья», КВН «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу».
В работе стараюсь использовать все методы и приемы. В группе есть спортивный центр, который включает в себя корригирующую дорожку, мячи, кегли, скакалки, спортивные игры и позволяет подтолкнуть каждого ребёнка к самостоятельной двигательной активности, без принуждения. Оформила дидактические игры оздоровительного характера - «Что у нас внутри?», «Я принимаю душ», «Я умываюсь», «Мое тело», «Чтобы зубы были крепкими».
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, кататься на велосипеде, хорошо плавать, бегать не уставая, не мучится головными болями. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму.
Для формирования у детей основ безопасности дорожного движения в группе есть макет проезжей части дороги, домики, светофоры, дорожные знаки, мелкий автомобильный транспорт, деревья; крупный игрушечный автомобильный транспорт; демонстрационный материал для ООД с детьми по программе «Ребёнок и дорога»; детская художественная литература по БДД для детей; дидактические и настольные игры; атрибуты к сюжетным играм, обучающим детей правилам поведения на проезжей части; методическая литература по профилактике ДДТТ.
Во время приема пищи, чтобы дети хорошо ели, постоянно объясняю что есть нужно, прежде всего, для того, чтобы бегать, расти, ходить, играть, жить. Выясняли, какие продукты полезные, т. к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами. Провела игры «Сервировка стола», «Зачем нужна посуда», «Столовая посуда», «Чайная посуда», «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?». Провела открытуюООД «Поговорим о полезных продуктах» для воспитателей ДОУ и родителей группы. Играя с детьми в игру «Кто что любит» объясняю, что животные едят то, что полезно. Кто – то кушает растения, кто – то питается мясом. Люди тоже должны есть только полезную пищу. Через игры, беседы дано знания о полезной пищи.
Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет и семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводила работу с родителями - беседы групповые и индивидуальные, размещала информацию на стенде для родителей из цикла «Советы родителям».
Надеюсь, что полученные детьми знания будут способствовать развитию навыков и умений, которые позволят им успешно взаимодействовать с окружающей средой. Дети научаться понимать, при каких условиях среда обитания (жилище) безопасны для жизни и здоровья. Родители должны также сформировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их жить с молодых лет в гармонии с собой и окружающим миром.
ЗОЖ создает у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.
Список использованной литературы
1. Бабенкова Е. А. Игры, которые лечат (для детей от 3 до 7 лет). М., 2009
2. Берестнева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ – М., 2008
3. Вареник Е. Н. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 2008
4. Ищенко М. Н. Физминутка для малышей. Ростов – на –Дону, 2009
5. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения – Волгоград, 2010
6. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим – М., 2009
7. КартушинаМ. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей – М., 2008
8. Коноваленко В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (комплекс упражнений). М., 2004
9. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения – Волгоград, 2009
10. Моргунова О. Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ - Воронеж, 2010
11. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников: нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, семье, школе. М., 2004.
12. Петрова Т. Н. Примерное планирование занятий валеологи. М, 2009
13. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. М., 2012
14. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. М., 2012
15. Соковня – Семёнова И. И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков – М., 2000
16. Стрельникова А. Н. Методика дыхательной гимнастики
17. Тарасова Т. А., Власова Л. В. Пособие «Я и моё здоровье» (валеологические знания и умения детям дошкольного возраста
18. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. – М., 2009