Светлана Митина
Консультация «Формирование здорового образа жизни школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового образа жизни школьников
Воспитание здорового образа жизни среди учеников — одна из задач школы наряду с интеллектуальным и культурным развитием. Только привитые с детства знания культуры здоровья помогут сформировать здорового взрослого человека и само общество.
Обучение здоровому образу жизни
Публикация «Консультация „Формирование здорового образа жизни школьников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учебные заведения оказывают большое влияние на состояние здоровья учеников. Формирование физического и психологического здоровья учащихся должно происходить как на программно-нормативном, так и на внеклассном уровне. Поэтому сейчас активно внедряются здоровьесберегающие инновационные технологии.
основные задачи при воспитании культуры здоровья для школьников таковы :
• формирование правильного и осознанного отношения к своему здоровью и спорту;
• обучение правилам безопасности, личной гигиены, здоровому образу жизни;
• проведение родительских встреч и бесед, посвященных данной тематике.
Для каждого школьного возраста нужно использовать методы классного и внеклассного обучения, наиболее подходящие уровню интеллектуального, культурного, эмоционального развития.
Младшая школа
Основная работа на формирование ЗОЖ у детей младшей школы ложится на классного руководителя. Реализация поставленных задач должна происходить с самых первых дней обучения.
Классные часы
Учебный день начинают с небольшой зарядки. Это прогонит сонливость и настроит детей на активный лад. Во время уроков обязательно проводите физкультминутки. Делать упражнения надо на начальном этапе усталости, когда небольшая встряска зарядит энергией физически и эмоционально.
Упражнения можно подбирать в зависимости от основного вида деятельности на уроке. Если большая часть занятия предполагает письмо — сделайте зарядку для рук и для снятия общего напряжения, т. к. при письме так или иначе напряжены все мышцы. Когда на уроке в основном необходимо читать — используйте гимнастику для глаз.
Внеклассные мероприятия
Внеурочные мероприятия должны быть посвящены правилам дорожного движения, технике безопасности при работе с электроприборами, важности гигиены, ежедневной гимнастики, подвижных игр. Они могут проводиться в форме беседы или лекции учителя. С энтузиазмом дети принимают участие в конкурсах рисунков, викторин, спортивных состязаниях, спортивных праздниках.
Работа с семьями включает в себя беседы касательно режима дня, правильного питания, использования компьютеров и разнообразных гаджетов. Важно донести до родителей, что именно их пример в первую очередь перенимают ребята. Поэтому весомым является личный пример. Задействование родителей в организации и проведении мероприятий также дает положительные результаты.
Средняя и старшая школа
В 5-11 классах основная работа по формированию культуры ЗОЖ распределяется между несколькими учителями: классным руководителем, учителем физкультуры, биологии и ОБЖ.
Классные часы
Не забывайте о проведении физкультминуток! Уделяя пару минут тому, чтобы размять руки и спину, вы переключаете внимание школьников и повышаете их дальнейшую продуктивность. Можно сделать дыхательные упражнения, что тоже повысить уровень работоспособности школьников.
Знание подростками особенностей организма улучшает понимание важности гигиены, здорового питания и спортивных занятий. Подобную информацию школьники получают на уроках физической культуры, биологии, ОБЖ. И даже на уроках литературы можно обсуждать произведения, в которых затрагивается тема здорового образа жизни и вредных привычек.
Наиболее важная роль отводится учителю физической культуры. Ему предстоит сформировать интерес к спорту, закаливанию и следует быть внимательным при проведении занятия, контролируя уровень нагрузки для разных групп детей.
Внеклассные мероприятия
Тематика конкурсов, бесед для подростков становится более разнообразной. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, и родители не способны постоянно контролировать компанию и времяпрепровождение своих детей. Поэтому важно донести до детей информацию о вреде курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Обязательно нужно проводить беседы (с девочками и мальчиками отдельно) на тему полового созревания.
Помимо программных занятий физкультурой в этом возрасте ребята проявляют интерес к разнообразным спортивным секциям и кружкам. Нужно поддерживать их инициативу, способствовать участию в спортивных мероприятиях и состязаниях различных уровней.
В этом возрасте дети в меньшей степени склонны копировать поведение старших и следовать их указаниям. Для воспитания подростков необходимо знать их мотивацию, заинтересовывать и побуждать к ЗОЖ. Для ребят 12-17 лет основными мотивирующими факторами являются мотивация самосохранения, социализации и привлекательности, но информированность ребенка об уровне смертности из-за алкоголя или наркотиков может стать сильным мотивом для отказа от их употребления.
Желая социализироваться и стать полноценным членом общества, так или иначе школьник попадает под влияние принятых в его окружении норм. Поэтому здесь огромную роль играет пример семьи и друзей, чей образ жизни, привычки перенимает подросток и учитель должен стать примером ЗОЖ для подростка. Привлекательность особенно актуальна для старшеклассников. Именно желание понравиться противоположному полу мотивирует ребят посещать тренажерный зал, секции боевых искусств или танцы.
Психологическое и эмоциональное здоровье
Помимо физической составляющей, школа формирует и психологическое здоровье детей. Занятия должны проходить в доброжелательной и дружелюбной атмосфере. Дети должны знать, что они всегда могут обратиться за помощью к старшим, что любые конфликты решаются мирным путем. Научите детей не только учиться, но и расслабляться, снимать напряжение с помощью дыхательных упражнений.