тоня лебедева
Формирование культуры здорового образа жизни на примере Л. Н. Толстого
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек – алмаз, который
может очистить и не очистить себя.
В той мере, в которой он очищен,
через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека
не стараться светить,
но стараться
очищать
себя.
Л е в Т о л с т о й
Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена. Если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится.
Публикация «Формирование культуры здорового образа жизни на примере Л, Н, Толстого» размещена в разделах
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
О здоровье можно говорить серьезно, можно с юмором. Но никто не будет отрицать, что если человек болен, то думает он не о счастье, не о благополучии, а том, чтобы поправиться скорее. Причем, в это время готов на любые обещания изменить свой образ жизни, только бы вернуть ускользающее здоровье. Что великие думали на этот счет?
(28 августа (9 сентября) (20) ноября 1910) один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира, участник обороны Севастополя, просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения толстовства, Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный академик по разряду изящной словесности Лев Николаевич Толстой.
«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Чем проще пища, тем она приятнее не приедается, тем здоровее и тем всегда, везде доступнее. Лев Николаевич Толстой «Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельности жизненной энергии».
Л. Н. Толстой даже в 82 года каждый день делал гимнастику, ездил верхом на лошади ежедневно до 20 километров, зимой катался на коньках, в 70 лет обгонял на льду молодёжь. В 65 лет научился ездить на велосипеде.
Примером своей жизни Толстой утверждал культ здоровой трудовой жизни. Его отказ от вредных привычек носил принципиальный характер. Первую часть жизни он посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не меньше часа.
Зарядку сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая - когда расстояние в пять - шесть километров покрывалась быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади. Утро продолжал полезный физический труд. Толстой был убеждён, что труд - самая важная нравственная обязанность человека. Полезный физический труд сменялся трудом творческим.
Толстой освоил все основные виды спорта. Причём в каждом из них преуспел. Он был замечательным спортсменом: отлично плавал, блестяще ездил верхом, с молодых лет владел виртуозной джигитовкой. В круг его интересов входили велоспорт, гимнастика и, конечно, шахматы.
Отправная посылка знаменитой толстовской теории «надо быть ближе к природе». Вредно любое излишество, придуманное цивилизацией. Согласно этой теории в жизни писателя возникло вегетарианство как культ простой пищи; пристрастие к естественным тканям: полотну, холстине, батисту; особый ритм жизни, её по-крестьянски трудовой настрой. Герои Толстого в повестях «Детство», «Отрочество», «Юность» имеют представление о здоровье, режиме дня, физических нагрузках, нравственном воспитании.
Нередко дети и подростки хотят казаться взрослыми и вследствие этого приобщаются к курению, не задумываясь о последствиях. Но курение-это добровольное отравление своего организма никотином и другими вредными веществами. Табак содержит около 80 вредных веществ. При сгорании сигареты образуются и другие отравляющие вещества. Табачный деготь, растворяясь в слюне, оказывает воздействие на гортань, язык, пищевод, желудок, мочевой пузырь. Л. Н. Толстой писал : «Спешные требования людей курящих, пьющих, объедающихся, неработающих и превращающих ночь в день о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни». Спустя 100 лет эта фраза не утратила своей актуальности.
Как человек увлекающийся, горячий, Лев Николаевич приходил от каждой неудачи в отчаяние, на время наступало охлаждение к тому или иному предприятию, но тут же вспыхивало новое увлечение, поглощавшее его целиком.
За годы жизни Львом Николаевичем в Ясной Поляне были посажены яблони на 30 гектарах. Совместно со своей женой Софьей Андреевной они посадили 266 гектаров леса. Это только в окрестностях Ясной Поляны, не считая Никольского-Вяземского, где тоже постоянно увеличивались площади садов и лесов благодаря заботам Толстого. С каждым годом появлялись новые березовые рощи, дубравы, ельники, каждая посадка получала свое название и начинала уже жить жизнью Ясной Поляны как ее неотъемлемая часть.
С посадками связано множество событий из жизни Льва Николаевича, Софьи Андреевны, их детей и внуков. Посадки эти описаны в художественных произведениях Толстого. «Плоцкий верх», Срезанная, Митрофановская и Абрамовская посадка, Елки у подкапустника, Елочки под Грумантом, Елочки-ромбы и Елочки у колодца – эти названия встречаются в переписке Толстых, в дневниках и записных книжках Льва Николаевича, он пишет о них как о детях своих, любит и знает в них каждое дерево.
Увлечение хозяйственными делами: работой в поле косьбой, пчеловодством, посадкой сада и леса, разведением скота – все это в семье называлось одним иронично-шутливым словом – «юхванство». «Мы юхваствуем понемножку» – писал Фету Лев Николаевич. Или в другом письме: «Я в юхванстве опять по уши».
Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех.
Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям.
Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущность ЗОЖ и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.