Светлана Габышева
Рекомендации «Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся»
▼ Скачать + Заказать документы
Цивилизованное общество строится здоровыми людьми.
Задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т. е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Цель здоровьесберегающей педагогики – вооружить выпускника знаниями, необходимыми для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. Современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов, кока-колы, лапши «Ролтон», сухариков – «кириешек» – это негативные факторы, постепенно разрушающие здоровье.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.
Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (соблюдения режима дня, выработки отрицательного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.
Актуальной проблемой современного общества является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Тем более что налицо ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста.
По статистики в России, дети по результатам прошлого года, видно, что дети стали болеть чаще. Особенно уязвимыми с точки зрения здоровья оказались дети младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что органы и функциональные системы у младших дошкольниковеще очень несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды.
В городе Полысаево в МКОУ СОШИ № 23, из 15 детей у пяти наблюдаются хронические заболевания: нарушение осанки - 2 ребенка;хронический тонзиллит – 2 ребенка; аллергия– 1 ребенок. Особенно частыпростудные или обусловленные простудой заболевания малышей. В прошлом году в осенне-зимний период из 15 младших школьников переболели гриппом 11 детей, что составляет 69,2%от общего числа детей в классе. Из них у 4 детей (31%) заболевание носило затяжнойхарактер, сопровождалось осложнениями. В среднем дети не посещали школу по причинеболезни 4-6 раз за год.
Перед коллективом школы возникла проблема: что можно предпринять для укреплениясостояния здоровья детей?
Эта проблема широко обсуждалась на педагогическом совете в школе. В ходе ее обсуждениябыли определены противоречия между необходимостью формирования здорового образа жизни младших школьников и пониманием родителями того, что нужно укреплять здоровье детей, но у них недостаточноеосознание, того, что они могут сделать для этого.
Учителя отметили, что причины ухудшения здоровья детей, посещающих МКОУ СОШИ №23,заключаются в невнимании родителей к здоровью детей (одевают ребенка не по сезону, дети приходят в школу с признаками недомогания).
В процессе обсуждения было принято решение – только в условиях взаимодействия школы и семьи возможно решение проблемы укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС взаимодействие школы с семьей является одной из основныхзадач, стоящих перед образовательным учреждением, способствуя обеспечениюполноценного развития здорового ребенка [9]. В основе этого взаимодействия должно лежатьсотрудничество педагогов и родителей, когда семья и школа являются равноправнымипартнерами в процессе воспитания школьников. От согласованности и преемственности обеихсторон зависит успех общего дела - воспитание здорового ребенка.
Эти вопросы были вынесены на обсуждение родительского собрания школы. Родителейпознакомили со статистикой заболеваний, и они активно поддержали педагогов, отметив,что нуждаются в информации по организации здорового образа жизни детей. Особенно ихинтересовали вопросы профилактики простудных заболеваний, организации закаливания, режимадня детей.
В дальнейшем с учетом запросов родителей была разработаны рекомендации «Здоровыйребенок», целью которой стало формирование здорового образа жизни детей младшегошкольного возраста в процессе взаимодействия школы и семьи. Рекомендации были представленызаместителю директора по ВР, скорректирована и затем обсуждена на родительском собрании.
Основные рекомендации :
Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.
ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.
Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье : выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т. д.
Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.
Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.
В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.
Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.
2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
Оградить школьника от курения, употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне важным.
4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Здесь важно учитывать не только занятия физкультурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы, и другие формы, доступные для массового использования.
Как реализуется поставленная цель нами в качестве воспитателя в деле формирования навыков здорового образа жизни?
Основной формой организации воспитательной работы с учащимися является внеклассный час: он просвещает, ориентирует, направляет и формирует навыки ребят. Но в целом, конечно, работа ведется незримо и ежедневно, как у всех, потому что воспитательный процесс невозможно уложить во временные рамки (воспитание может проходить и как реакция на ситуацию, совет, разговоры «за жизнь» и др.).
Проводим беседы о важности занятия в спортивных секциях. Мотивируем, убеждаем в необходимости участия в общешкольных культурно-массовых и спортивных праздниках.
Мотивируют ребят и проведенные внеклассные часы «О вреде сквернословия», «О вреде курения» (с обязательной раздачей памяток «Как бросить курить», просмотр видеофильма «О вреде алкоголизма среди подростков» с последующим обсуждением, беседы с использованием материалов пособия для учащихся «Наш выбор: здоровый образ жизни» (например, оживленно прошел анализ ситуаций из рубрики «Прочитайте и подумайте», «Попробуйте прокомментировать» и др.) и презентаций (в том числе подготовленных и с помощью ребят, выступление самих учащихся по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Компьютер - благо или зло?», «Человек есть то, что он ест», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением».
Организация экскурсий по родному краю, посещение театра, музеев тоже способствуют формированию здорового мировоззрения. Ребята должны понимать, что жизнь прекрасна, а мир многообразен и интересен. Нельзя жизнь бездумно растрачивать на вредные привычки.
Периодически приглашаем школьного психолога для выступления перед учащимися и на родительском собрании по темам «Наркотизация подростков», «Советы по подготовке к экзаменам» и др.
В осенне-зимний период традиционно проводится беседа с учащимися по профилактике гриппа, дети сами создают листовки с советами, как уберечься от простудных заболеваний.
На информационной доске размещается периодически меняющаяся информация по безопасности жизнедеятельности (о поведении на водоемах, о здоровом питании и пр.).
Таким образом, многообразие форм формирование у школьников здорового образа, привело к тому, что этаработа стала более действенной, яркой, содержательной, способствуя формированию здоровогообраза жизни ребенка.