Светлана Зеленцова
Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2022-2023 учебном году мною была изучена тема «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»
Целью работы над данной темой являлось:
Публикация «Отчет по теме самообразования „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
• Повысить профессиональную компетентность педагога по вопросу развития речевой системы детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Для реализации поставленных целей решались следующие задачи:
• Изучение методической литературы по данной теме.
• Применение полученных знаний в работе с детьми.
• Сотрудничество с другими педагогами, изучение опыта работы.
• Обобщение опыта работы по данной теме.
Работа велась по направлениям:
• Чтение, прослушивание сказок.
• Рассказывание, пересказ по опорному плану.
• Обсуждение и словесный анализ.
• Рисование сказки и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением смысла изображаемых событий.
• Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
• Театрализация: роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек.
• Изотерапия: техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой.
• Дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию)
• Сочинение собственных сказочных сюжетов.
• Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов)
• Подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам : рисование, аппликация, лепка.
В 2022-2023 учебном году в логопедическую группу было зачислено 13 детей. Работая в логопедической группе, было замечено, что у некоторых детей при ряде речевых нарушений отмечалась выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. У некоторых детей была нарушена связная монологическая речь, они с трудом рассказывали о событиях своей жизни, не могли пересказать литературные произведения.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в непосредственно-образовательной деятельности, затрагивая все образовательные области, но и в свободной деятельности, по развитию связной речи детей с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и мы перед собой видим счастливого и здорового ребенка. Работу свою начали совместно с учителем-логопедом с наблюдения за детьми. Наблюдая за ними в процессе игры, в свободной деятельности заметили, что там, где не надо мобилизовать своё внимание, память, т. е. не на произвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринуждённо решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. На развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи и неуверенность детей. Страхи повышают тревожность, что и ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Исходя из вышесказанного, я построила свою работу с детьми по теме самообразования начала с построения развивающей среды. Для развития самостоятельного творчества детей большое значение имеет организация среды. В группе старалась создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания, действовать, развивать фантазию, следовательно и речевую активность. В самостоятельной художественно-речевой деятельности использовала игрушки для настольного театра (объёмные, мягкие, плоскостные, элементы декораций, пальчиковый театр, шапочки – маски, костюмы в уголке ряженья, фланелеграф для плоскостного театра, теневой театр, сборники сказок, сборник детских песен, музыка для релаксации. Но для развития творчества важна не только сама среда, но и то, как её воспринимает ребёнок, так как обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребёнка и взрослого в комфортном для него состоянии. Результаты деятельности группы по самообразованию за 2022-2023 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно, поставленные задачи выполнены.