Татьяна Бабенко
Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной-коммуникативности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
“Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной - коммуникативности у детей младшего дошкольного возраста”
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений, средство всестороннего развития.
Публикация «Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной-коммуникативности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Задача воспитателя научить ребёнка жить общими интересами, проявлять доброжелательность к сверстникам, создать дружный организованный коллектив, научить детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, привить им коммуникативные навыки.
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя : желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.
Перечисленные критерии могут развиваться у дошкольников при наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности. Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности. В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
В игре воспитываются физические и психологические навыки: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Поэтому главной целью педагога является формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.
В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. И здесь большая роль в правильной организации общения в игре принадлежит педагогу. Он учит детей правилам поведения, обязательным при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывает у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, учит договариваться с партнерами, чем способствует формированию характера.
Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры.
В условиях обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является грамотный подбор разнообразных игрушек. Так же, наряду с сюжетными игрушками, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки вместо градусника, кирпичики вместо хлеба, кубики вместо мыла и т. д.). Обращение к предметам-заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать данный предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой младших дошкольников, направленной на развитие коммуникативных способностей, заключается в следующем:
1. Вовлечение детей в игру. Игра должна вызывать у детей улыбку. Никакого принуждения быть не должно. Увлекательный сюжет игры вызывает желание вступать в контакт.
2. Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую роль он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно её усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, то есть ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию “учителя”. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию “играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.
3. Способствовать развитию игры и её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми.
4. Своевременно изменять игровую средe с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
5. Для того, чтобы дети сотрудничали в игре, необходимо соблюдение третьего принципа: начиная с раннего детства при формировании игровых умений ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе.
Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить выполнять несколько действий с одним предметом. Выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетом. Дать возможность детям самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Сюжетно-ролевые игры во второй младшей группе.
Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (песенок, сказок, стихов); учиться объединять отдельные действия в единую сюжетную линию. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер — пассажир, мама — дочка, врач — больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре
Сюжетно-ролевые игры в средней группе.
Продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.). Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Педагогические рекомендации.
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
5. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.