Юлия Ильина
Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
“Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить”.
(А. М. Горький)
В работе с детьми дошкольного возраста педагоги реализуют одну из важнейших задач Государственного образовательного стандарта дошкольного образования - формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Публикация «Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Для реализации данной задачи в дошкольном образовании существуют различные средства, виды деятельности, технологии, методики. Среди них особое место отводится сюжетно-ролевой игре как ведущему виду детской деятельности, которая создает «зону ближайшего развития ребенка».
Степень изученности детской сюжетно-ролевой игры в психолого - педагогической литературе достаточно высока. В научных исследованиях ученые (А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, и многие др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в формировании личности, в человеческой культуре.
А. П. Усова подчеркивала, что в игре ребенок не учится, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает «что такое хорошо», а «что такое плохо».
Великим педагогом К. Д. Ушинским доказано, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.
Психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра — это показатель его зрелости и культуры.
Д. Б. Эльконин подчеркивал влияние ролевой игры на психическое развитие ребенка :
- В игре происходит формирование у ребенка новых социальных мотивов (стремление занять новую социальную позицию, стать взрослым и реально осуществлять его функции, формируются «волевые мотивы»
- В игре преодолевается познавательный «эгоцентризм» ребенка. В совместной игре необходимо координировать различные позиции, различные точки зрения: соотносить собственную роль и роль партнера, свою позицию и позицию партнера по игре, реальные и игровые значения предметов и действий.
- Развитие произвольного поведения. Всякая игра содержит в себе скрытое правило, требуя от ребенка отказа от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли, т. е. в игре поведение ребенка становится произвольным.
- Игра способствует развитию умственных способностей (воображения, внимания, память, восприятия, наглядно-образного мышления, развитию речи; развитию эмоциональной сферы, самосознания и др.
В процессе своей работы, наблюдая за детьми, я заметила, что играя вместе, детям приходится учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Это способствует развитию мыслительных процессов ребенка, коммуникативных и нравственно-волевых взаимоотношений со сверстниками. В совместной игре неуверенные, робкие дети преодолевают нерешительность, приобретают навыки общения и взаимодействия со сверстниками. Постепенно через игру дети осваивают элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать себя и других.
В сюжетно-ролевой игре у детей формируются способы решения игровых задач. Если для решения игровой задачи дети не могут найти нужную игрушку или в игре им требуется какой-то необычный предмет, то они легко используют предметы-заместители, воображаемые предметы, заменяют отсутствующие предметы словом.
В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру. Например, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая же будет примерять наряды, разговаривать по телефону, третья — заниматься с детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
Игра ребёнка – важный показатель общего развития.
Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психическом состоянии ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя.
Если ребёнок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, его игры стереотипны и примитивны по содержанию – это сигнал неблагополучия в развитии ребёнка, что может негативно отражаться на успешности школьного обучения.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место игры, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следуют за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает; и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь, искренне радуется или огорчается по ходу игры. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.
2 года назад я набрала свою группу. Я заметила, что игры их еще достаточно примитивны. В этом возрасте полноценные сюжетно-ролевые игры для них являются еще слишком сложными. Поэтому я решила вести работу по их развитию.
Мои наблюдения за детьми помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в следующих направлениях:
1. Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
2. Непосредственное руководство играми детей.
В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками.
В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к игре. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара, медсестры, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия водителя, дворника. Во время наблюдения обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.
В начале (в младшей группе) были выбраны более простые по содержанию игры такие как «Угостим подружек чаем», «Уложим кукол спать», «День рождения Степашки», «Кукла Катя заболела», «Купание куклы» и т. д. Это игры с куклами и кукольными персонажами. Их я использовала как средство наглядного примера каких- либо действий. Эти игры не продолжительны по времени и позволили мне создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось необщительным детям.
Затем я проводила игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («В гости в Карлсону», «Строим дом для Мишки», «Принимаем гостей»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь я уже не использовала куклы и другие игрушки, а дети принимали роли на себя, таким образом, дети были включены в прямое, направленное друг на друга, общение. Детям данного возраста свойственна подражательность, поэтому моя роль заключалась в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.
На протяжении всей работы отмечалось активное включение детей в игру, контакты стали более продолжительными и устойчивыми, дети начали самостоятельно включаться в игру, развивать сюжет, выбирать необходимые атрибуты. Взаимоотношения стали менее конфликтны, наблюдалось стремление следовать правилам и требованиям в игре. Кроме того, наблюдалась положительная динамика в повседневной жизни: дети стали обращаться к взрослым на «вы», употреблять в речи такие слова как «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», отношения со сверстниками стали более доброжелательными.
Также дети очень любят, когда я играю вместе с ними. В младшем возрасте они с удовольствием меня лечили в «Больнице», спасали от акул, плывя на помощь на корабле. Сейчас, в средней группе, приглашают меня в «Школу», но чаще в роли ученика, приходят ремонтировать мебель ко мне в гости. Главное, проявлять настоящую заинтересованность и уметь ненавязчиво направить сюжет в нужное русло, если он зашел в тупик. Это можно сделать наводящими вопросами или неожиданными действиями в игре (например, я пришла в школу с котенком и хочу, чтобы его научили считать). Я считаю, что воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
Игровая деятельность является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком. Постоянный акцент на положительные поступки, добрые дела помогают формировать у детей позитивное отношение к миру, добрые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, что является одной из задач ФГОС ДО.