Диана Гайдарлы
Отчет по самообразованию воспитателя детского сада «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
УРО №2 «Родничок»
г. Твардица
Воспитатель : Гайдарлы Д. С
2021 год.
Отчет по самообразованию.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Публикация «Отчет по самообразованию воспитателя детского сада „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения цели были обозначены задачи:
1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Формы работы:
— совместная деятельность воспитателя с детьми;
— индивидуальная работа с детьми;
— свободная самостоятельная деятельность самих детей.
План работы по самообразованию
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста».
5. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:
Принцип доступности и индивидуальности. Считаю своей задачей- знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр, материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принцип последовательности и систематичности. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства, усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
Принцип связи с жизненным опытом. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
Принцип наглядности. Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие и красочные; игрушки целые, не сломанные, аккуратные на вид. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.
Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек.
Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики : «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки».
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
Часто наблюдала, что детям очень интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова, открывать и закрывать.
Я постоянно поддерживала их стремления, организовывала обучение детей в процессе предметной и игровой деятельности, обогащала словарь. Старалась сформировать сознательное поведение детей, понимание того что можно, а что нельзя.
Благотворительное воздействие на развитие движений кисти и пальцев оказали игры с предметами: - мозаика; пирамидки; застегивание пуговиц; кнопок; закрепления на липучках; нанизывание колец на стержень; матрешки; игры с крупой; вкладыши; "пальчиковый бассейн" и др.
Работу по мелкой моторике проводила в свободное время, а также во время утреннего приёма, примерно 7- 8 минут в день. В своей работе использовала схему "от простого к сложному". Выполняя различные пальчиковые игры и упражнения, дети овладевали умениями и навыками, у них развивалась координация движений: пальчики становились более ловкими, кисти рук - подвижными, гибкими, исчезла скованность движений.
В группе подготовила материалы для манипуляции с предметами и развитию мелкой моторики :
- Различные вкладыши (объёмные, плоскостные);
- кнопки, пуговицы, замки;
- "Шнуровки",
- "Рисуем на крупке" (крупа ячневая, манная); - работа с бумагой;
- работа с счётными палочками;
- "Мозаика" (средняя, крупная);
- "Лего", конструктор;
- Пазлы (крупные).
- цветные карандаши.
- Матрешки, пирамидки, прищепки, пуговицы.
- Пальчиковый театр.
- Картотека "Пальчиковые игры".
Весь этот материал играет положительную роль в развитии мелкой моторики, а также в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика».
Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в УРО и в семье. На родительском собрании я отметила значительность мелкой моторики для развития речи, объяснила, что участие родителей не должно быть разовым, эпизодическим, что навыки самообслуживания формируют ручную умелость, подвигают речевое развитие.
Предложила родителям вести работу по трё м направлениям:
1. Массаж, специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев.
2. Обучению умению управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи.
3. Формирование моторики с использованием настольных и подвижных игр, а также в изодеятельности (лепка, рисование).
Постоянно разучиваю с детьми пальчиковые игры, учу изображать с помощью пальцев различные движения: резание ножницами, пиление, закручивание винтика и другие.
Выполняя эти упражнения, кисти рук у детей становились гибкими, а движения – свободными, что в будущем поможет детям научить писать, рисовать. Провожу задания, используя счётные палочки. Выполняя их, дети научились выкладывать фигурки из палочек по образцу, придумывать что-то своё, вносят новые элементы в имеющиеся комбинации. Очень полезна и нравятся детям манипуляции с пуговицами.
Предлагаю детям разобрать их на группы: по величине, по цвету, по форме. Продолжаю детей учить работать со шнуровкой, в результате чего пальчики приобретают ловкость и сноровку. Учимся с детьми выкладывать из геометрических форм различные предметы и фигуры. Также для развития мелкой моторики в работе с детьми использую различные упражнения с бумагой: складывать, разворачивать, перелистывать, скатывать, разрывать, мять, шуршать, тереть.
Очень много внимания уделяю работе с карандашом, а именно штриховка карандашом. При обучении штриховке учу детей соблюдать следующие правила: карандаш держать тремя пальцами; штриховать только в заданном направлении; не заходить за контуры рисунков; соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами).
Продолжаю учить детей работать тремя пальчиками: – крутить волчок, крепить прищепки, собирать деревянные пазлы.
Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Развитие мелкой и общей моторики в будущем поможет детям избежать многих проблем школьного обучения, поэтому планирую продолжить работу по этой теме. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.