Наталия Лукьяненко
Отчет по самообразованию в средней группе за период 2018–2019 гг. «Экологическое воспитание детей среднего возраста»
Лукьяненко Наталия Васильевна
ГБОУ школа №141имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге г. Москва
Отчет по самообразованию в средней группе за период 2018-2019гг.
Тема самообразования: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности. Воспитание интереса и любви к природе.
Публикация «Отчет по самообразованию в средней группе за период 2018–2019 гг, „Экологическое воспитание детей среднего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить ряд задач в воспитании, обучении и развитии ребёнка:
- формировать положительные отношения к природе;
- формировать навыки и умения наблюдения за природными объектами и явлениями;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, бережно распоряжаться её богатствами;
- развивать любознательность, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Предполагаемый результат: научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
- изучения методической литературы и интернет ресурсов по теме;
- посещение педсоветов, семинаров; - проведение открытых мероприятий.
Практический выход: выставка детских рисунков, открытое занятие.
В течение года я проводила исследовательскую работу по теме «Экологическое воспитание детей среднего возраста». В ходе работы проводились консультации, открытые занятия с участием родителей и рекомендациями по организации домашнего чтения, выставки детских работ, выставки литературы, совместные утренники – развлечения, «конкурсы стихов о осени, о зиме, о весне», систематически оформляется информационный стенд для родителей. Мир природы удивителен и прекрасен, однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Мой опыт показывает, что в среднем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, в которой создана сеть природных заповедников и национальных парков, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние, а так же памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века. Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни. они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что сделает занятие запоминающимся для детей. Литературный материал незаменим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Моя задача заключается в том, чтобы воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям, быть ответственным и заботиться о растениях. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего восстанавливающего природу – это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, предназначенные для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. А также есть методические пособия, альбомы, энциклопедии, иллюстрации животных и растений, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое. В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.
Знания и умения детей
На протяжении всего учебного года с детьми проводила ежедневный уход за обитателями уголка природы, наблюдали за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль-март, за пробуждениями одуванчиков на участке (май). Систематически проводились наблюдения за погодой, одну неделю в месяц ежедневно рассматривали небо, уточняли характер осадков. Регулярно с детьми фиксировали погоду и состояние живой природы. Дети знают домашних и диких животных. Могут называть отличительные особенности внешнего вида животных. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.
Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью.
На территории нашего детского сада есть деревья, клумбы с цветами за которыми дети ухаживают. Летом участок привлекает детей своей красотой, высокая трава в которой растут одуванчики. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами участка. Вооружившись лупами, мы с ребятами исследовали каждый его уголок.
Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Мы – люди, относимся к живому миру. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей осознания себя частью природного мира. С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым не нанося им вреда.
В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. Вместе с родителями дети рисовали плакаты экологического содержания. Рисунки показывали пример положительного отношения к природе. Наблюдали за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе.
Лето – наблюдение за зеленью, птицами, насекомыми;
Осень – наблюдение за листопадом;
Зима – наблюдение за ветками, инеем, корой;
Весна – природа просыпается, наблюдение за разнообразием листьев.
Подводя итог, я хочу сказать, что была проделана огромная работа:
- Проводились беседы: «деревья нашего двора»; «во саду ли в огороде»; «как мы грибы искали»
- Коммуникации: рассказ по картине Левитан «Березовая роща» описание берёзы.
- Чтение художественной литературы по теме.
- Загадывание загадок.
- Проводились занятия художественного творчества: рисование «осенняя березка»; «грибной ёжик»; «цветы на клумбе».
- Аппликация: «декоративное панно из осенних листьев»; «дары осени» Лепка: «кисть рябины».
- Конструирование из бумаги «цветы, деревья, кустарники».
- Д/и «узнай и назови дерево»; «что лишнее»; «наблюдение за птицами на кормушке.
- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.
- Беседы: «какие бывают птицы»; «куда улетают птицы»; «наши друзья пернатые».
- Рассказывание по картине «грачи прилетели»
- Открытое занятие: «Волшебница-вода и её свойства» - Художественное творчество. Рисование «ласточки в полете», «снегири.»
Дети рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое видение состояния и сохранения природы, воспевают её красоту я хочу донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там где не мусорят».
Для методической базы ДОУ мною была сформирована тематическая подборка консультативного материала:
- Семинар-практикум: «Повышение экологической компетенции педагогов»
Консультация для воспитателей: «Обогащение словаря детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой»
- Семинар-практикум: «Ручной труд с использованием природного материала»
- Деловая игра «Толерантность»
- Выступление на педсовете: «Изоэкология»
Консультации для родителей:
- «Ознакомление с природой детей»
- «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
- «Книга и ребенок»
- «Питьевая вода»
- Было разработано тематическое родительское собрание: «Вся семья вместе так и душа на месте»
Результативность опыта:
Дети среднего возраста обладают огромными возможностями и способностями познавать природу. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Экологическое знание оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, воспитывает воображение, дает прекрасные воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям,которые живут рядом.
Для систематизации полученных знаний я использовала чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, все это помогло детям вновь испытать и переосмыслить увиденное в природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развивались также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учились овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, научились устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности.
Экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности. Хотелось бы, чтоб земля расцветала и росли как цветы малыши, чтоб для них экология стала не наукой, а частью души.
На перспективу планирую с родителями и детьми создать картотеку игр экологического воспитания. Выбранную тему самообразования считаю важной, нужной, актуальной.
Литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. Управление ДОУ 2005 № 2
3. Воспитатель ДОУ № 3/2009
4. Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.