Лена Осычкина
Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей со сложным дефектом в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с дошкольниками нетрадиционными техниками рисования, особенно детей со сложным дефектом в развитии, является важной и актуальной. Своеобразие развития таких детей состоит в том, что их развитие затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности. И поэтому детям со сложным дефектом занятия творчеством для полноценного развития необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты. Также, занятия помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, восприятия, памяти, готовят детей к самостоятельной жизни.
Публикация «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей со сложным дефектом в развитии» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Рисование нетрадиционными техниками являются наиболее эффективными продуктивным видом деятельности для ребенка. В процессе выполнения работы происходит тренировка и развитие внимания, памяти, образных представлений, что является чрезвычайно важным при подготовке к школьному обучению. При выполнении рисунков у детей появляется значительный эмоциональный отклик.
Содержание процесса обучения нетрадиционных техник в изобразительной деятельности рассматривается в контексте коррекционно-развивающего подхода. Коррекция различных нарушений, свойственных детям со сложным дефектом в развитии должна осуществляться средствами искусства: живопись, музыка, а также путем включения эмоционального компонента в процесс восприятия окружающего мира.
Ведущей идеей является «педагогика сотрудничества», согласно которой отношения между педагогом и детьми строятся по принципу «творческого взаимодействия». Во время занятий по рисованию используются различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью. Так же для детей, имеющих сложные дефекты, требуются вспомогательные методы («рука в руке», приемы и средства обучения, так как эти дети не способны выполнять задания самостоятельно, им необходима постоянная помощь педагога. Непредсказуемый результат творчества детей со сложным дефектом не является «невыполненным» или «плохо выполненным», а становится еще одним «особенным» творческим вариантом решения поставленной художественной задачи.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Поэтому специалисты и педагоги группы стараются предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учат тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
По результатам работы за осенний период можно отметить, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей : преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, появляется мотивация к продуктивным видам деятельности. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят рисовать с помощью нетрадиционных материалов в свободной самостоятельной деятельности.