Марина Сергеевна Кызынгашева
Отчет по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики рук»
На 2020 – 2021 учебный год мною была выбрана тема самообразования : «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук».
Целью моего самообразования было : формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
В процессе самообразования были решены следующие задачи:
1. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие
2. Обогащать словарный запас
3. Тренировать тонкие движения пальцев рук
4. Развивать память и связную речь
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
5. Формировать координацию движений пальцев и кисти рук
6. Развивать навыки ручной умелости
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали мозаики, конструктора, счетные палочки. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики рук»так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников раннего возраста. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики способствует тесному общению с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
В процессе самообразования мною было изучено много литературы для изучения, как в печатном, так и в электронном виде.
В рамках темы самообразования мною был просмотрен вебинар Кузнецовой С. С., Детский сад 2100 «Средства и приёмы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (www.youtube.com)
В рамках темы самообразования мною были разработаны методические материалы:
• Составлена картотека пальчиковых игр: «Зайка», «Кошки-мышки», «Семья», «Сорока –белобока», картотека игр с массажными мячиками: «Я мячом круги катаю…», «Мы возьмем в ладошки «Ежик»…», «По столу круги катаю…».
• Разработаны консультации, рекомендации, индивидуальные беседы для родителей: «Играя, учимся говорить», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста», «Наши пальчиковые игры», «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей».
В рамках темы самообразования мною была пополнена развивающая предметно – пространственная среда:
• Составление картотек по развитию мелкой моторики : игры с крышками, игры с карандашом, игры с шариками, игры с бусинками, игры со шнурками.
• Пополнение центра развития мелкой моторики : массажные мячи «ежики», игры с прищепками: «Бусы для мамы», «Сделай солнышку лучи», «Найди такой же цвет», с веревочками: «Шнуровка», с крышками: «Собери по цвету», с пуговицами: «Большие и маленькие», планшет «Бизиборд», пазлы из 2х частей: «Космос», «Моские животные», «Цирк», пальчиковый театр «Репка», мини-сортеры,
Литература, изученная в процессе самообразования :
1. «Картотека тематических пальчиковых игр» составитель Л. Н. Калмыкова
2. «Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика» А. Г. Савушкина
3. «Детский дизайн. Пластилинография» Г. Н. Давыдова
4. «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» Г. Н. Давыдова
5. «Играем пальчиками и развиваем речь» В. Цвынтарный С-Петербург, 1997г.
Таким образом, тема взятая для изучения в ходе самообразования важна и план самообразования себя оправдал. Благодаря этой работе, я значительно расширила свой кругозор в данной области и сделала следующие выводы, что очень важно c раннего возраста начать развивать мелкую моторику рук. Родители и воспитатели, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на развитие речи ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем в школе.
В предстоящем учебном году я планирую продолжить работу по теме «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук».