Семукова Татьяна
Отчет по самообразованию «Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников»
Отчет по самообразованию
Пояснительная записка:
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы и наши дети живем в 21 веке и от нас, зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понято ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Методическая тема моей работы «Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников».
Цель: формирование начал экологической культуры детей;
Задачи на 2019-2020 учебный год:
-Осуществление систематической работы с детьми;
-Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.
-Помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений человека и природы.
Пути реализации:
• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
• Повышение экологической грамотности и профессионализма педагога в области экологического воспитания.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Большую помощь в работе по формированию основ экологической культуры дошкольников оказывают книги и методические пособия, например, пособие Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал С. Н. Вохринцевой, Л. Б. Фесюковой, Н. Н. Кондратьевой, конспекты О. А. Воронкевич и других авторов. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Вместе с детьми смотрим экологические мультфильмы, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.
В течение года проводились конкурсы детских рисунков : «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала».
Формируя основы экологической культуры детей и в рамках исследовательского проекта родители совместно с детьми приняли участие в выставке поделок из бросового материала.
Формируя основы экологической культуры детей и в рамках исследовательского проекта родители совместно с детьми приняли участие в выставке поделок из бросового материала.
В 2019-2020 году мои воспитанники участвовали в экологических конкурсах :
Уровень мероприятия Название конкурса Ф. И. О. ребенка.
Результат
Муниципальный
Творческий конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь», посвященный году театра. Волков Артем – 1 место
Экологический конкурс «Чудеса из вторичного сырья»Грешнова Алиса - участие
Муниципальный этап конкурса исследовательских работ и творческих проектов Козлова Василиса - участие
Республиканский
Творческий конкурс «Край мой родной – Башкортостан!» Волков Артем -1 место
Всероссийский
Творческий конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир!» Луговская Кристина - участие
Конкурс цифровых фотографий «Край родной, навек любимый!»
Конкурс рисунков «Весенняя капель» Грешнова Алиса- 2 место
Рогова Ева - участие
Международный
Конкурс цифровых фотографий «Домашний зоопарк»
Козлова Василиса – 1 место.
Лебедева Ирина – 3 место
Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность, целью которой является развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Дети учатся понимать, что природа – это наш общий дом, закрепляют знания о животных: зверях, рыбах, птицах; закрепляют умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; учатся устанавливать причинно-следственные связи. Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.
Ребё нка окружают интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от возрастных особенностей детей. Методика работы в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, сочиняют свои сказки и рассказы. Итоговой работой учебного года была долгосрочная проектная работа на экологическую тему «Умный взгляд на мусор».