Татьяна Трофименко
Отчет по самообразованию воспитателя логопедической группы «Учим детей говорить правильно»
▼ Скачать +Заказ
Отчет воспитателя логопедической группы
Трофименко Татьяны Николаевны
о самообразовании на тему : «Учим детей говорить правильно»
За период 2014 – 2015 учебного года, решая задачи образовательного процесса, мною была определена тема по самообразованию в логопедической группе «Учим детей говорить правильно».
Публикация «Отчет по самообразованию воспитателя логопедической группы „Учим детей говорить правильно“» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Цель: научить понимать и правильно проговаривать слово в доступных его пониманию связях и отношениях.
Задачи: создать радостное настроение ребенка, учить получать новые впечатления, создать потребность в общении, учить использовать различные части речи, простые и распространенные предложения, учить слушать и воспринимать несложные рассказы, запоминать слова, целые фразы, рифмовки; учить самостоятельно отвечать на вопросы, развивать подражание; помочь овладеть правильным произношением звуков.
Условия: речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности: игры, наблюдения, рассматривание картинок, целенаправленная речь педагога на занятиях и в течение дня совместно с детьми.
Принципы: сохранение уникальности и самоценности детства; личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослого с детьми; уважение личности ребенка; реализация темы самообразования в форме игры, исследования, творческой активности.
Ведь детство – настоящая неповторимая самобытная жизнь. (Сухомлинский).
В общении, работе с детьми использую:
1) Индивидуальные потребности,
2) Индивидуальные особенности,
3) Формирование познавательных интересов и действий,
4) Возрастную адекватность,
5) Сотрудничество с семьей,
6) Поддерживаю инициативу детей в различных видах деятельности.
И так как семья несет полную ответственность за ребенка, родителей привлекаю в НОД путем создания образовательных проектов, консультирую, раздаю памятки, провожу родительские собрания.
В рамках педагогической деятельности по самообразованию для решения образовательных задач (а их пять,- использую метод наблюдения, бесед, анализ продуктов деятельности, где и определила проблему, которая состоит в том, что дети плохо говорят – не точно отвечают на вопросы, дают краткие ответы, не четко проговаривают отдельные звуки, мало читают с родителями, редко заучивают наизусть (ссылаясь на кратковременную память).
Таким образом, выявила закономерность:
«Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда!». Используя виды универсальных учебных действий:
- личностные;
- регулятивные;
- коммуникативные;
- познавательные
я выявила способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в общении.
Формы работы с детьми:
1. Игры (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, хороводные, театрализованные);
2. Чтение и обсуждение (программные произведения, познавательная художественная литература, энциклопедии, журналы);
3. Создание ситуации (педагогических, моральных, ситуативных);
4. Инсценирование и драматизация;
5. Проектная деятельность;
6. Оформление выставок;
7. Наблюдения (труд и природа);
8. Продуктивная деятельность.
Учитывая интересы детей и родителей, составила план по самообразованию :
Консультации для родителей:
«Детский фольклор. Развиваем речь ребенка», «Читаем русские народные сказки. Смысл. Назначение», «Грамотно ли говорит ваш ребенок», «Учим стихи играючи», «Что и как читать детям», «Раннее обучение чтению», «Пословицы и поговорки в развитии речи дошкольников», «Речевая готовность ребенка к школе», «Речевые нарушения их причины и профилактика», «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения», «Приемы автоматизации звука», «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи», «Как не потерять звуки летом», «Речь на кончиках пальцев».
Буклеты: «Как правильно общаться с детьми», «Как заниматься с ребенком дома», «игры для развития дыхания», «Контролируем поставленные звуки дома», «Шнурки и пуговицы. Необходимость или пережиток?», «Игры на развитие фонематического слуха», «Трудный звук – ты мой друг!», «Рекомендуем прочитать детям», «Расскажи стихи руками», «Учим детей понимать пословицы и поговорки», «Советы будущим первоклассникам», «Критерии речевой готовности», «Готовим руку к письму».
Альбомы: «Детский сад», «Я в мире человек. Гражданин», «Времена года – ранняя осень, поздняя осень, зима, весна, лето», «Дикие и домашние животные», «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Музыкальные инструменты», «Моя малая Родина», «Широка страна моя родная», «Вместе дружная семья», «Новый год», «День защитника отечества», «Международный женский день», «Космос», «Народная культура и традиции», «День победы».
Дидактические игры: «Что вокруг меня растет?», «Мама и малыш», «Найди пару».
Карточки: «Найди лишний предмет», «Соотнеси цвет и форму»
Беседы: «Живая, неживая природа», «Дикие, домашние животные», «Птицы», «Вода», «Песок», «Глина», «Труд взрослых», «Жизнь улицы», «Деревья, кустарники», «Сезонные и погодные изменения», «Луговые и садовые цветы», «Травы, листья», «Насекомые», «Овощи, фрукты, ягоды», «Забота о животных».
Индивидуальные работы с детьми: разучивание потешек, стихотворений подготовка к развлечениям; инсценировки сказок; проговаривание отдельных звуков, пальчиковые гимнастики, артикуляционные, гимнастики пробуждения, беседы по картинкам, пение, подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные, дидактические, сюжетно – ролевые.
В мае 2015 года, сделав анализ проделанной работы по самообразованию, хочу отметить то, что распределив детей по группам, описанных в В. В. Гербова, - 7 человек – хороший уровень речевого развития, 6 человек – средний уровень речевого развития, 1– человек с низким уровнем,с невнятной инициативной речью, плохо говорящий.
Учитывая возрастные умственные и физиологические особенности детей возрастной группы от 5лет и до 6, считаю, что с программой обучения и развития детей справилась. Однако, намерена и в последующее время заниматься поставленными задачами по самообразованию.