Гулсим Картбаева
Отчет по самообразованию «Мнемотехника как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мнемотехника как средство развития речи»
учитель-логопед
ГКДОУ д/с №23 «Радуга»
Картбаева Гулсим Мухрадиновна
г. Байконур
«Учите ребёнка каким – ни будь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету»
(К. Д. Ушинский)
Публикация «Отчет по самообразованию „Мнемотехника как средство развития речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
С появлением более новых методик развития детей, педагоги и родители сталкиваются с новыми задачами. Сегодня мы обсудим одну из новейших методик, которая используется преподавателями специализированных школ, садов и логопедами для развития речи и памяти детей.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
У детей недостаточно богатый словарный запас, не совсем ещё хорошо оформлена грамматическая сторона речи и конечно же всегда большой проблемой является связная речь. Именно связная речь требует сформированной всех компонентов речи : звукопроизношения, словарного запаса, грамматического построения речи.
Связная речь является апофеозом всего речевого развития ребенка - дошкольника. Более того, связная речь является залогом успешного обучения ребёнка в школе.
Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явления природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков. Представления являются основой для рассказывания.
Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников, служат приемы мнемотехники.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, то мозг фиксирует эту взаимосвязь. И, в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Задачи мнемотехники :
Способствовать развитию связной речи.
Расширять и обогащать словарный запас детей.
Формировать умение преобразовывать символы в образы.
Способствовать формированию развития у детей навыков воспроизведения.
Мнемотехника помогает маленьким детям:
Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы, делать по картинкам пересказы.
Перекодировать информацию, т. е. преобразовать из абстрактных символов в образы, из визуальной в абстрактную.
Развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами.
Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение).
Обогащать словарный запас.
Помогать развивать мышление.
Развивать фантазию.
Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Расшифровывать и запоминать изображения на таблицах.
Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:
Разбор изображения.
Преобразование абстрактных символов в образы.
Отработка запоминания, то есть, пересказ, либо составление рассказа по заданной схеме.
Зарисовка мнемотаблиц детьми.
Рассказывание по мнемотаблицам, нарисованными детьми.
МНЕМОТЕХНИКА. ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ РЕБЕНКА.
Развитие наглядно образной памяти. Это упражнение направленно на развитие наглядно образной памяти. Выполняем при помощи счетных палочек и карточек с геометрическими рисунками.
Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет-5 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы : времена года, растения, посуда, животные, мебель, профессии по различным лексическим темам чтобы ребенок быстрее усвоил материал и правильно произносил звуки, имел правильную речь.
Эти мнемотаблицы помогут составить последовательный интересный развернутый рассказ.
Очень помогают детям с нарушением речи, живые мнемотаблицы. Занятия проводятся при помощи анимированных мнемотаблиц с аудио сопровождением, под музыку.
Следует прослушать стих, потом повторить с подсказками, и наконец, ребенок расскажет, опираясь на данные картинки, теперь он не перепутает что идет сначала, а что потом или же перескажет по картинкам стихотворение сам.
В огороде много гряд
Тут и репа
И салат
Тут и свекла
И горох
А картофель,чем так плох?
Нас прокормит
Круглый год,наш зеленый огород
У детей дошкольного возраста преобладает зрительно образная память и чаще всего ребенок прекрасно запоминает то что непроизвольно попало в его поле зрения. Если же ребенок пытается выучить и запомнить, то что не подкреплено наглядной картиной, то запомнить ему довольно сложно.
Мнемотехника для дошкольников как раз и помогает упростить процесс запоминания, развивает мышление, воображение и повышает внимательность детей.
Для занятий с детьми дошкольного возраста желательно использовать мнемотаблицы в цветном формате, так как в памяти ребенка лучше откладываются цветные образы, а также развивается ассоциативная память (белый-заяц, рыжая-лиса, серый-волк, черный-ворон, сорока-белобока.) Все жети разные и к каждому нужен отдельный индивидуальный подход. Задаем вопрос: Какая лисичка? …
Для занятий педагога-логопеда хорошо подходят мнемотаблицы карточки с картинками и со стихами. Простые стихи с договариванием для самых маленьких. Эти веселые и простые стихи помогут развивать речь детям. Рассказывая их надо делать паузу в соответствующих местах, давая возможность ребенку договорить последнее слово в строчке.
Сидит маленькая кошка на окошке.
В миске молоко для киски.
Для занятий с детьми, у которых тяжелый диагноз ЗРР, ОНР, детей с нарушением фразовой речи, требуется коррекция нарушений слоговой структуры, где для работы используются фишки, карточки, где можно использовать символы звуков и в этом очень хорошо помогает мнемотаблица.
Таблицы могут иметь самый разный вид и тему:
· Для стихов, загадок или сказок.
· Для запоминания правил.
· Для рассказов.
Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети-дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.
В логопедии использование мнемотаблиц дает хороший результат, ребенок раскрашивает мнемотаблицу на нужный звук и произносит его.
Составление рассказа по картинкам
Мнемотехника многофункциональна, ее можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности.
Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.
Мнемотехника развивает слуховое внимание.
Развитие слуховой памяти, способствует в обучении.
Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено. Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием.
Подводя итог своей работы можно отметить, что уровень развития детей заметно улучшился, вырос.
Сравнительный анализ результатов показал, что используемый метод мнемотехники позволяет не только развивать все виды памяти, но и обеспечивает развитие умственной деятельности дошкольника, и способствует положительной динамике.
Главное - это относиться к работе с детьми креативно и с любовью.
Для реализации плана самообразования была изучена следующая литература:
1. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
2. Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7лет».
3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».