ольга каракян
Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы здоровьесбережения :
- Не навреди!
- Принцип триединого представления о здоровье.
- Непрерывность и преемственность.
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
- Комплексный, междисциплинарный подход.
Задачи:
-Развитие навыков социально-бытовой ориентировки, развитие зрительного восприятия, развития умения ориентироваться в микро и макропространстве, развитие мелкой и общей моторики, подготовка детей к обучению в школе;
-Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением зрения;
Публикация «Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
-Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
-Развитие компенсатьрных возможностей детей с нарушениями зрения.
Главной задачей коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения, является работа направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения,
создание оптимальных условий для повышения интеллектуального, эмоционального и социального уровня их развития. При этом ставятся и другие задачи.
Для успешного решения всех задач я в своей работе применяю следующие современные образовательные технологии :
- Здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- информационно – коммуникационные технологии;
- технологии коррекционно-развивающего обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников :
- внутренние (педагогические, физиолого – гигиенические,психологические);
- внешние (экологические, экономические, социальные).
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
-динамические паузы. Физкультминутка это-кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.
Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления.
-подвижные игры. В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать
-релаксация. Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая педагогу, а перевопло -щаясь, входя в заданный образ. Большинство детей заинтересованы «новой игрой», они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание и т. д. Опыт показывает, что в результате дозированного применения релаксационных упражнений в течение занятия, дети становятся более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряженность, тревожность и страхи, что способствует благоприятной психологической обстановке в группе.
-гимнастика:
* пальчиковая. У слабовидящих детей осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребенку познать признаки и свойства окружающего мира. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется на занятиях учителя-дефектолога большое внимание. Одним из методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры и упражнения.
*гимнастика для глаз. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при зрительном утомлении.
Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.
*гимнастика дыхательная. Дыхательная гимнастика применяется при многих заболеваниях различных органов и систем человеческого организма, в том числе органов зрения. Упражнения помогают детям с нарушениями зрения нормализовать дыхание, а значит, насытить кровь кислородом и вывести из организма накапливающиеся в процессе обмена веществ токсические вещества.
II. Технологии обучения здоровому образу жизни.
*проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
* коммуникативные игры. 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
*массаж, точечный самомассаж. Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов рук, улучшает их моторику. При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, это динамические упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему педагог. Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
• Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
• Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
• Можно использовать без специального медицинского образования.
III. Коррекционные технологии.
*Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
*Кинезиология. Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее мыслительной деятельности.
Задачи кинезиологии: развитие межполушарной специализации; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления; снижение утомляемости. Комплексы упражнений: растяжки; дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения; телесные упражнения; упражнения для развития мелкой моторики; упражнения на релаксацию.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения.
Работая по данной проблеме, во время проведения непосредственно образовательной деятельности и во время индивидуальной работы, я пришла к выводу, что применение технологий здоровьесбережения повышает мотивацию обучения (следствие этого – повышение качества знаний детей, активизирует мыслительную деятельность воспитанников.
На каждом занятии я стараюсь создать здоровьесберегающую среду, чтобы дети сохранили свое здоровье.
А здоровье ребёнка в норме, если:
1)в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с нагрузкой;
2)в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
3) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
4)в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
5)в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Использование здоровьесберегающих технологий, в непосредственно образователной деятелности, позволяет детям с задержкой психического развития успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а педагогам эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
*Су – джок терапия. Су-Джок массажный шарик, как одно из средств здоровьесбережения дошкольников. С ним выполняются самые разнообразные упражнения, сопровождая все движения стихотворным текстом. Занимаясь с массажером, одновременно стимулируются речевые зоны коры головного мозга и развивается мелкая моторика рук.
Использование массажера Су-Джок во время занятия, помогает поддерживать интерес и увеличивает время активного внимания детей.
IV. Технология сотрудничества.
Коллективная деятельность детей на занятиях имеет большую воспитательную роль, в частности, у детей в процессе взаимодействия развиваются нравственно-волевые качества:
умение договориться, уступить сверстнику, соблюдать правила,
действовать по инструкции и др.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают:
2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
3)Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умений работать в группе сверстников.
V. Информационно-коммуникационные технологии.
Сложная структура нарушений при функциональных расстройствах зрения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Компьютерные технологии применяют с целью коррекции нарушений и общего развития детей. Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 5-7 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, музыкальные физминутки. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Танец утят", "Тренажер Базарного", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс обучения младших школьников с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.