Белла Храмова
Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно современным представлениям, целью образования в соответствии с ФГОС ДО, является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Воспитание уважительного отношения к здоровью мы начинаем с раннего детства. Воспитатель должен использовать такие психолого-педагогические технологии, которые позволяют работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. (И, в первую очередь, образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.)
Публикация «Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Для создания целостной системы двигательной активности детей, для реализации здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду созданы следующие условия:
1. Условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития - спортивная площадка, спортивный зал, оборудованный тренажерным уголком, оснащенный стандартным и нестандартным оборудованием, необходимым для проведения физкультурных занятий; для каждой возрастной группы составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста детей.
2. В моей группе оборудован уголок двигательной активности, который оснащен согласно возрасту воспитанников традиционным и нетрадиционным физкультурным оборудованием. В своей работе я стараюсь в каждый вид деятельности включать упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировку, темп подбираю в зависимости от настроения детей, индивидуальных особенностей.
В своей практической деятельности я использую следующие здоровьесберегающие технологии :
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья (медико-профилактические технологии, технологии обеспечения эмоционально-психологического здоровья - релаксация, тренинги на разгрузку эмоционального напряжения, динамические паузы, минутки-шалости на занятиях, физкультурно-оздоровительные - разнообразные игры - подвижные, музыкальные, малоподвижные, технологии эстетической направленности – ритмопластика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения).
Подвижные игры проводятся ежедневно, как на физкультурном, музыкальном занятиях, так и на прогулке. В процессе НОД, по мере утомляемости детей, включаю динамические паузы, используя минутки – шалости, гимнастику для глаз, дыхательную и пальчиковую гимнастику. Совместно с психологом проводим тренинги на разгрузку эмоционального напряжения, релаксации, используя спокойную классическую музыку (П. Чайковский, С. Рахманинов, «Звуки природы», методические разработки Е. Матвиенко.
Осуществляю профилактику простудных заболеваний; провожу гимнастику пробуждения (динамическую, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; провожу зарядку, оздоровительные процедуры (игры с водой, «тропа здоровья» и т. д., игровые физкультурные занятия и упражнения на свежем воздухе в разные периоды года.
2. Технология обучения здоровому образу жизни (игротренинги, коммуникативные игры, технология валеологического просвещения - беседы, интегрированные занятия из серии "Здоровье - наше богатство", технология обучения здоровому образу жизни - самомассаж, точечный самомассаж).
В технологии здоровьесберегающего обучения, решаю следующие задачи:
обучить детей простейшим нормам и способам поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья, сформировать положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни, закреплять полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.
С этой целью мною в творческом сотрудничестве с музыкальным руководителем, психологом разработана и реализуется серия интегрированных занятий, праздников, развлечений «Здоровье – наше богатство».
В работе по привитию основ здорового образа жизни и физического развития использую не только традиционные формы и методы, но и изготовленное нетрадиционное физкультурное оборудование совместно с родителями и детьми («дорожки здоровья» для массажа стоп, рук, игры и атрибуты для дыхательной гимнастики и др.) В нашем детском саду ежегодно проводится конкурс нетрадиционного физкультурного оборудования, в котором педагоги демонстрируют творческий подход, инициативу в важной работе по реализации этой педагогической технологии в соответствии с ФГОС ДО.
Таким образом, у наших воспитанников формируется осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности.
3. Коррекционные технологии (использую в совместной работе с музыкальным руководителем, психологом арттерапию, технологию музыкального воздействия, технологию воздействия цветом, сказкотерапию, технологию коррекции поведения, психогимнастику).
Все эти технологии направлены на воспитание физически и психологически здоровых детей.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи ФГОС ДО - задачи сохранения, поддержания здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.