Глызина Светлана Сергеевна
Отчет о реализации проекта по социально-коммуникативному развитию «Безопасное детство» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасное детство
Много правил есть на свете,
Их должны запомнить дети!
В спички лучше не играть!
Дверь чужим не открывать!
Осторожность в гололед
От ушибов сбережет!
Для чего в саду забор,
На дороге светофор?
И, чтоб не было беды
Не шалите у воды!
Не бери без спросу нож!
И запомни, где живешь!
Про пожар, что нужно знать
И кого на помощь звать?
Сто один, сто два, сто три
Ты запомни! И звони!
Публикация «Отчет о реализации проекта по социально-коммуникативному развитию „Безопасное детство“ в средней группе» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
Последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в неожиданных ситуациях и на улицах родного населенного пункта [1].
Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным проблемам человечества.
В современном мире, зачастую, родители вынуждены оставлять ребенка одного дома. Есть ли у родителей уверенность в том, что он правильно поведет себя в критической ситуации? Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях.
Основное противоречие состоит в том, что необходимо научить ребенка действовать в возможных опасных ситуациях и при этом не запугать малыша, подробно разъяснив им правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно.
Актуальность.
Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий [2].
К сожалению, даже наш родной уютный дом, до отказа напичканный различной бытовой техников и химией, нередко представляет собой «мину замедленного действия». Поэтому жизненно необходимо учить детей правильно пользоваться бытовыми предметами и понимать, что некоторыми из них нужно пользоваться осторожно и только в присутствии взрослых, а некоторыми – запрещено. А так же сформировать привычку безопасного поведения в экстренных ситуациях в целях сбережения жизни и здоровья ребенка.
Цель – способствовать обогащению представлений детей об основных правилах безопасного поведения в быту.
Задачи.
1. Создать условия для расширения и углубления интереса детей к бытовым приборам и предметам быта;
2. Познакомить с практическими действиями при возникновении разных опасных бытовых случаев;
3. Познакомить с алгоритмом поведения в ситуациях, опасных для здоровья и жизни, которые могут произойти с детьми дома, в условиях ДОО, в ближайшем с домом окружении;
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам безопасного поведения ребенка дома в обращении с бытовыми предметами;
5. Воспитывать у детей привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности;
Реализация проекта осуществлялась в рамках трех этапов:
1. Подготовительный этап: этап, на котором осуществлялось планирование проекта, изучение литературы по данной теме, постановка цели и задач проекта; проведена вводная диагностика детей и их родителей по оценке уровня сформированности знаний о безопасном поведении воспитанников.
2. Практический этап: основной этап реализации проекта.
3. Заключительный этап: подведение итогов реализации проекта.
Проведение итоговой диагностики, сопоставление начальных и итоговых результатов.
Вид проекта – групповой, долгосрочный.
Участники проекта – воспитанники средней группы «Лучики» и их родители.
Реализация проекта.
На первоначальном этапе планирования проекта мной были изучена специализированная литература: «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Хромцова Т. А [3], «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркина Р. Б [4]. Основной упор был сделан на парциальную образовательную программу для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» Лыковой И. А. На основании данного источника была поставлена цель проекта, сформулированы задачи, посредством которых возможно достижение поставленной цели. Так же, посредством данной программы был разработан основной план работы по проекту (Приложение 1).
После изучения литературы по данной проблеме я озадачилась обогащением предметно-развивающей среды для ознакомления детей с главными правилами безопасного поведения. Уголок безопасности группы был пополнен развивающими лэпбуками на липучках и шнуровках по темам: «Правила поведения ребенка с незнакомыми людьми», книжки-малышки «Советы светофора», «Правила безопасности дома», «Электробезопасность», «Детям о пожарной безопасности», «Правила безопасного поведения в быту», «Мир без опасности». В уголке безопасности в свободном доступе имеются дидактические игры «ОБЖ: экстренные ситуации». Созданы дополнительные дидактические игры «Горячо – холодно», «Хорошо или плохо». Для изучения проблемы мной был осуществлен подбор подходящей художественной литературы, отражающей правила безопасного поведения в опасных ситуациях. В частности, с детьми были прочтены следующие произведения: рнс «Волк и семеро козлят» [5], С. Михалков «Три поросенка» [6], С. Я. Маршак «Кошкин дом» [7], В. Сутеев «Утенок и цыпленок» [8], К. И. Чуковский «Путаница» [9], С. Я. Маршак «Светофор» [10], рнс «Гуси-Лебеди» [11], рнс «Колобок» [12] и др. В театральном уголке имеются разнообразные вариации театра: театр на фланелеграфе, театр кукл би-ба-бо, театр на прищепках, настольный театр. Для проведения подвижных игр изготовлены маски. Посредством театра обыгрывали с детьми прочитанное произведение, закрепляли полученные знаний и правила поведения.
Для определения начального уровня сформированности отношения к личной безопасности у детей старшего дошкольного возраста была использована методика на основе парциальной программы «Безопасность жизни и здоровья» авторов И. А. Лыковой, В. А. Шипуновой [13], и заключалась в опросе детей (Приложение 2). Согласно проведенному исследованию, большая часть детей знают, что нельзя делать в своем доме, но не могут объяснить почему. Малая часть воспитанников знают спасательные службы, а также номера телефонов по которым можно позвать на помощь. Не все дети могут назвать свое имя и фамилию. Никто из детей не называл свой адрес проживания. Многие воспитанники отвечали, что родители не рассказывали им о применении бытовой химии и лекарств. Отмечается скудность словарного запаса детей. По результатам исследования 45% воспитанников имеют низкий уровень сформированности знаний в данной области. 55% воспитанников показали средний уровень знаний.
В свою очередь было проведено анкетирование родителей детей. Родители подтвердили, что их дети лишь частично знают свое имя и фамилию. Адрес проживания не знает ни один ребенок. Согласно исследованию, родители допускают, что ребенок может остаться дома один на некоторое время. Родители выразили обеспокоенность чрезмерной доверчивостью детей по отношению к посторонним людям и животным на улице. Практически все родители проводят регулярные беседы с детьми о правилах безопасного поведения с незнакомыми людьми, об обращении с опасными и острыми предметами. Небольшая часть родителей на начало учебного года считали, что обсуждать данную тему с детьми еще рано в силу возраста. 95% опрашиваемых согласились, что необходимо работать с детьми по вопросу личной безопасности, необходимо формировать у ребенка привычку осторожного поведения для сохранения жизни и здоровья.
Изучение вопроса было разделено на несколько больших блоков: «Электробезопасность : бытовые приборы», «Пожарная безопасность», «Безопасность в быту», «Безопасное поведение на улице». На протяжении всего учебного года с детьми проводились тематические беседы, игры, инсценировки по прочитанным произведениям, просматривались мультфильмы раскрывающие суть исследуемой проблемы.
По теме «Электробезопасность : бытовые приборы» с детьми было проведено занятие «Электроприборы», на котором дети рассказывали какие электроприборы нас окружают, чем они полезны и в чем заключается опасность их использования. Путем экспериментирования дети познакомились с понятием «статическое электричество». Также была проведена беседа «Ток бежит по проводам».
В разделе «Пожарная безопасность» организована беседа «История пожарной службы в России», дети познакомились с творчеством Б. Житкова «Пожар» [14], посредством дидактической игры «Причины пожаров» обсудили из-за чего случаются пожары. Дети познакомились с информационным стендом по эвакуации во время пожара. Через игру-эстафету дети тренировались тушить пожар.
По теме «Безопасность в быту» дети через дидактические игры размышляли о том, какие наши действия дома могут причинить вред здоровью человека. С детьми проведена беседа «Один дома», организован просмотр альбома «Можно-нельзя», организовано занятие на тему «Лекарство не игрушка». С удовольствием дети старались изобразить опасные предметы, вылепив их из пластилина. Через дидактическую игру «ОБЖ: экстренные ситуации» дети самостоятельно формулировали правила обращения с колюще-режущими предметами.
Заключительным этапом работы проекта стал раздел «Безопасное поведение с незнакомыми людьми». В рамках этого этапа были прочтены сказки: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Гуси-лебеди» и др. Через театрализацию и обыгрывание проблемных ситуаций «Незнакомец за дверью» закрепляли с детьми правила поведения.
Достаточно большой объем работы был проведен с родителями воспитанников. На протяжении всего проекта для родителей были подготовлены тематические буклеты, обновлялась информация в информационных уголках, подготовлены папки-передвижки на тему безопасного поведения детей. Родители консультировались, были открыты общению, отвечали взаимностью.
Вся работа по проекту сопровождалась пополнением и обогащением словарного запаса дошкольников. Для этих целей разучивались простые считалочки, стихи и физкультминутки, содержащие правила безопасного поведения.
Считалочки
Стоп, машина, стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий светофор.
Где ты был до сих пор?
Задержал светофор.
Красный – ясно,
Путь опасный.
Жёлтый – то же,
Что и красный,
А зелёный впереди –
Не задерживай, иди! Вышел мишка из берлоги
И поехал по дороге.
Мишка правила не знал
И в аварию попал.
Надо правила учить!
Выходи, тебе водить!
Физкультминутка
Дома острые ножи (руками сделать крышу домика)
В руки вовсе не бери, (разводят руки в стороны)
Не раскидывай иголки (грозят пальцем)
Убери их все на полку, (руки поднимают вверх)
Если ножницы достал,
Убери откуда взял, (руки на поясе, повороты туловища)
В рот таблетки не бери,
Хоть красивые они. (повороты головой вправо-влево)
Ты с игрушками играй,
И беды тогда не знай (хлопают в ладоши).
По результатам работы проекта проведена итоговая диагностика сформированности у дошкольников уровня знаний о безопасном поведении (Приложение 3). Согласно исследованию, у 33% воспитанников сформировался средний уровень освоения правил безопасности. 34% детей имеют высокий уровень знаний по данной проблеме. 33% детей сохранили низкий уровень знаний. Данное явление объясняется возрастом воспитанников.
Заключительным мероприятием проекта стал показ открытого занятия на тему: «Азбука безопасности». В наш детский сад прилетела Мудрая Сова, чтобы проверить ребят на знание правил безопасности для сохранения здоровья. Мудрая Сова приготовила 3 задания, выполнение которых приведет ребят к приятной награде. Первым заданием ребята соединяли разрезанные картинки, на которых были изображены спасательные службы: пожарная служба, скорая помощь, полиция. Дети назвали службу и номер телефона, по которому можно попросить помощь.
Во вором задании ребята рассматривали ситуационные карты, на которых были изображены опасные ситуации, объясняли, какие ошибочные действия изображены на картинке.
Третье, заключительное, задание – «Опасная рыбалка». Дети в форме игры «вылавливали» опасный предмет, объясняли, как нужно его использовать и в чем заключается опасность его использования. Дети показали хорошие знания по основам безопасности и правилам безопасного поведения в опасных ситуациях. Усвоили теоретические основы по данной проблеме, могут применить их на практике. Словарный запас и речь детей обогатились. Но на этом наша работа не закончилась. Будем продолжать совершенствовать свои знания, отрабатывать полученные знания на практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / М. : Просвещение, 2020. – 432 С.
2. Лыкова, И. А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2017, 2-е издание, перераб. и доп. – 128 С.
3. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: учебное пособие / Т. Г. Хромцова, 2019
4. Авдеева, Н. Н., Князева, О. Л., Стеркина, Р. Б. Программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста», 2009 — [Электронный ресурс] URL : https://rjabinushka11.ucoz.ru/Obrasovanie/parcialnaja_programma_osnovy_bezopasnosti_detej_do.pdf ( дата обращения: 15.12.2023).
5. Русская народная сказка. Волк и семеро козлят.
6. Михалков, С. В. Три поросенка.
7. Маршак, С. Я. Кошкин дом.
8. Сутеев, В. Утенок и цыпленок.
9. Чуковский, К. Путаница.
10. Маршак, С. Я. Светофор.
11. Русская народная сказка. Гуси-лебеди.
12. Русская народная сказка. Колобок.
13. Лыкова, И. А., Шипунова. В. А. Безопасность жизни и здоровья. Учебно-методическое пособие. Издательство «Цветной мир», 2017. 142 С.
14. Житков, Б. Пожар.
Приложение 1.
План мероприятий по реализации проекта по социально-коммуникативному развитию детей в средней группе «Лучики» на тему «Безопасное детство»
№ Сроки Наименование мероприятия Форма работы
1. Октябрь 2023г. Выбор тематики, определение целей, задачей, методов, приемов работы. Самообразование.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. Изучение литературы.
Определение компетентности родителей и детей по данному вопросу. Тестирование, опрос, беседа.
2. Ноябрь 2023г. «Электроприборы» ОД
«Один дома» Беседа
«Безопасный дом» Подготовка буклета для родителей
«Безопасность вашего ребёнка» Выставка литературы
«Можно - нельзя» Рассматривание тематического альбома
3. Декабрь 2023г. «Волк и семеро козлят» Инсценировка
«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью спортивных игр и обыгрывание ситуаций» Беседа с родителями
«За закрытой дверью» Беседа
«История пожарной службы в России» Беседа
«Лекарство не игрушка» ОД
4. Январь 2024г. «Кому что нужно для работы» Настольная игра
Б. Житков «Пожар» Чтение
«Порядок и безопасность» Беседа
«Как лисички нашли спички» Образовательная ситуация
5. Февраль 2024г. «Причины пожаров» Дидактическая игра
Знакомство с системой оповещения, путями эвакуации. Экскурсия по детскому саду
«Неприятности с водой» Беседа
«Ток бежит по проводам»
«Незнакомец за дверью» Беседа
ОД
«Таня дома одна захотела сварить суп» Проблемная ситуация
6. Март 2024г. Рассказ о мальчике, который нашел дома аптечку и решил поиграть в больницу. Рассказ
«Предупреждение несчастных случаев с детьми в быту» Консультация для родителей
«Один дома» Анализ ситуации
7. Апрель 2024г. «Кошкин дом» Просмотр мультфильма
«Как организовать досуг детей дома, если вам некогда» Информационный стенд
«Незнакомые предметы» Беседа
«Самостоятельность ребенка. Ее границы» Консультация родителей
8. Май 2024г. «Тушим пожар» Игра-эстафета
«Опасный предмет» Лепка
«У меня зазвонил телефон» Игровая ситуация
«Колюще - режущие предметы Беседа
«Песня пожарных» из м/ф Слушание