Татьяна Колесникова
Отчет о работе за 2012–2013 учебный год по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о работе за 2012 -2013 учебный год по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Работа проводилась согласно намеченному плану.
Публикация «Отчет о работе за 2012–2013 учебный год по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Т. к. ребенок дошкольного возраста познает жизнь через игру, основной упор в своей работе я сделала на использование различных игр. В группе был создан комфортный благоприятный климат, атмосфера эмоционального благополучия, способствующие развитию уверенной в себе личности, устойчивой к «стрессам». В группе есть место, где могут посидеть, отдохнуть, посмотреть книги, журналы поиграть в дидактические игры на темы «Спасатели», «Правила дорожного движения», «Здоровое питание», «Спорт». Большой популярностью у детей пользуются сказочные герои. Именно с ними дети разгадывают кроссворды, загадки, решают проблемные ситуации, разучивают стихи, повторяют правила безопасного поведения. В книжном уголке периодически пополняется содержание произведений по темам, и дети имеют возможность на примере героев произведений определять, как можно попасть в неприятную ситуацию.
Так, работая по темам «Один дома -звонят в дверь», «Один дома – звонит телефон», «Безопасность на улице» через чтении книг, беседы, игры, тренинги, разучивание стихотворений, инсценировки рассказала детям о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. На примере сказок «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Лиса и петух» рассматривали и обсуждали ситуации насильственного поведения со стороны взрослого и объясняла детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Игры – инсценировки помогали уточнить представления о различных бытовых ситуациях и о поведении при встречи с незнакомцем. После ряда бесед, разыгрывания ситуаций, заучивания стихотворений, рассматривание слайдов по данным темам, ребят ждала интересная и полезная встреча с сотрудниками полиции. Совместно с сотрудниками полиции мы провели открытое мероприятие для детей и воспитателей детского сада по теме «Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми на улице и дома» (конспект прилагается). Подводя итоги в конце встречи, ребята сами сделали выводы:
Не доверяй красивым и добрым незнакомцам. Не всегда внешность совпадает с поступками. Не садись в машину к незнакомцам.
Не бери ничего у незнакомых людей. Не ходи с незнакомыми людьми.
НЕ открывай дверь, если ты один дома. Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми.
С большой активностью дети приняли участие в обсуждении тем из блока «Ребенок на природе». Дети составляли рассказы о своих домашних питомцах, была организована выставка «Мой любимый питомец». После этого была проведена беседы «Собаки и кошки – наши соседи», «Берегись насекомых». В преддверии выездов на природу с родителями за грибами и ягодами были проведены дидактическая игра «Ядовитые и съедобные грибы», правила сбора грибов, разгадывание загадок о грибах, беседа «Чем полезны ягоды». Чтобы у детей сформировались знания о природных явлениях, мы вели наблюдения из окна группы, во время прогулок за ветром, дождем, молнией. Параллельно шло знакомство с правилами поведения во время стихийных бедствий. Игра – КВН «Не зная броду, не суйся в воду», проведенная по итогам тем данного блока показала, что ребята усвоили основные правила поведения :
Во время стихийных бедствий лучше находиться в помещении, не учитывая землетрясение. Нельзя купаться в незнакомых местах. Нельзя без взрослых есть что – либо на природе. Нельзя трогать уличных животных, птиц, насекомых, можно только наблюдать за ними.
(конспект прилагается)
Интересная работа прошла по теме : «Опасные предметы дома».
В группе есть место для коллективных игр, место для экспериментов. Для развития познавательной активности есть уголок, в котором расположены дидактические игры. Заучивание стихотворений, разгадывание загадок, словесные игры помогали детям усвоить прямые запреты на пользование опасными предметами домашнего обихода и научиться правильно с ними обращаться. Так же дети усвоили, что есть предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Ребенок, ни при каких условиях не должен брать спички, включать плиту, электороприборы. Для того чтобы научиться пользоваться предметами, которые могут быть опасными, вначале мы определили, какие предметы могут стать опасными, загадывали загадки о предметах (нож, иголка, пила, кнопки) Объясняли, почему они могут быть опасными? Умеет ли дети правильно пользоваться предметами? А можно ли отвлекать другого, если тот режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может при этом случиться? Где хранятся инструменты? В специально подготовленной ситуации предлагали детям найти в группе, какие правила безопасности нарушены : скрепки рассыпаны на полу, на подоконнике лежат молоток и гвозди, на столе лежат иголки). Вспоминали, вместе с детьми, где у них в доме хранятся все опасные вещи. После бесед и выполнения практических действий вместе с детьми вывели правила безопасности :
Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.
Большое внимание уделили теме: «Лекарства», т. к. дети, в силу своей любознательности и незнания часто проявляют интерес к лекарствам. Для раскрытия этой темы проводились беседы: «Для чего нужны лекарства», «Витамины укрепляют организм»; экскурсия в аптеку; сюжетно – ролевые игры: «На приеме у врача», «Скорая помощь». Совместно с детьми пришли к выводу:
Ни в коем случае сам не пробуй никакие лекарства. Во –первых, это не вкусно, а во – вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
Конечно, не обошли и тему «Бытовая химия». Через рассматривание картинок, разгадывание загадок, практическую деятельность (стираем куклам платья, убираем в групповой комнате, чистим столы, пришли к выводам о том, что:
Бытовую химию: стиральный порошок, соду, средства для мытья посуды нельзя трогать без разрешения взрослых. Чтобы не приключилась беда не бери хлорку, средства от тараканов…
На протяжении всего года проходила работа по теме : «Правила пожарной безопасности». Данная работа проводилась через НОД; беседы; просмотр мультфильмов; чтение произведений «Кошкин дом», «Пожар в море», «Путаница»и другие; разгадывание загадок; подвижные игры «Собери светофор», «Автобусы», «Пассажиры и водители»и другие; сюжетно – ролевые игры «Пожарные», «Тушим пожар»; рассматривание картинок и иллюстраций к произведениям, дидактические игры; разыгрывание ситуаций.
Совместно с ребятами подготовили и провели драматизацию сказки «Кошкин дом», которую показали детям средней группы. В данном виде деятельности ребята проявили не только творческие способности, но и знания правил поведения на пожаре. Дети давали уверенные ответы, чем и как погасить огонь, как вести себя во время возгорания, по какому номеру можно вызвать пожарных и какие правила надо соблюдать, чтобы не допустить пожар. В процессе НОД на тему «Огонь – друг или враг» дети узнали как возник огонь, какая польза и вред от огня. В подготовительной группе была проведена интересная беседа «Профессия пожарного», целью которой являлось знакомство с профессией и качествами характера людей данной профессии. Для закрепления знаний мы провели открытое мероприятие для детей и воспитателей детского сада на тему: «Пожарным можешь ты не быть, но правила ты знать обязан». (конспект прилагается)
На мероприятие были приглашены 2 инспектора пожарной безопасности. Были проведены выставка рисунков «Пожарная машина»; дидактические игры «Четвертый лишний», «Нагревательные и не нагревательные приборы», «Потуши огонь»; разыгрывались ситуации «Кукла Маша не выключила утюг», «Позвони в 01и сообщи о пожаре»; викторина «Правила поведения во время пожара»; спортивная эстафета «Пожарные спешат на помощь»; дети рассказывали стихи о пожарных. В конце ребята были награждены настольно – печатной игрой «Спасатели».
Подводя итоги по проделанной работе, мы с ребятами пришли к выводу о том, что:
Нельзя брать и играть со спичками и зажигалками. Нельзя разжигать костры. Нельзя бросать в огонь незнакомые предметы. Не нужно влезать предметами в розетку. Не разрешается включать самостоятельно газовую и электрическую плиты. Нельзя пользоваться одним электрическими приборами.
Так как тема «Пожарная безопасность», на мой взгляд, очень актуальна и болезненна, то я решила более углубленно изучить ее с детьми. Для этого был разработан и организован проект «От маленькой искры большой пожар бывает». Проект носил долгосрочный характер: начало проекта было запланировано в старшей группе, подведение итогов состоялось в подготовительной группе. Актуальность, цели, задачи, принципы, ожидаемые результаты проекта, а так же разработанные план –график реализации проекта, подборка методического материала (стихи, загадки, викторины, эстафеты, памятки для родителей, анкеты для родителей и детей и другое) представлены ниже. (план проекта прилагается)
В процессе проводимой работы у детей формируется не только культура безопасного поведения, но и расширяются представления о труде взрослых, обогащается словарный запас ребят, стимулируется развитие самостоятельности и ответственности.
Не менее актуальная тема, на мой взгляд, тема дорожной безопасности. Поэтому в течение года проводилась работа по формированию культурного пешехода. После проведения бесед «Знай и выполняй правила уличного движения», «Зачем нужны дорожные знаки», «Улица города» и другие; дидактических игр «Дорожные знаки», «Говорящие знаки»; разгадывание загадок по теме; чтение и рассматриваний картинок из художественной литературы «Скверная история», «Просто это знак такой», «Автомобиль» и другие; разучивание стихотворений, пальчиковых гимнастик, логопедических упражнений были проведены целевые экскурсии и прогулки по близлежащей улице города с целью «Наблюдение за работой светофора», «Наблюдение за движением машин», «Ознакомление с остановкой пассажирского транспорта», «Наблюдение за работой регулировщика». Обращали внимание на пешеходный переход, знакомили со специальной разметкой на дороге, зрительно находили дорожные знаки и объясняли их значение. Для более эффективной работы приглашали родителя ребенка, который работает водителем. С его помощью мы вместе повторили вида транспорта и правила поведения в общественном транспорте. При составлении рассказа по серии картинок на тему «Происшествие на дороге», у ребят возникло желание создать свою книгу. Для этого, мы нарисовали рисунки к каждой части рассказа, воспитатель на прогулке под диктовку ребят записал рассказ, вместе с детьми оформили книгу и провели ее презентацию для детей в старшей группе. В ходе презентации была проведена беседа «Улицы города», после которой дети старшей группы усвоили, а ребята подготовительной группы рассказали правила дорожного движения, свойства и значение цветов светофора, прослушали стихотворения о дорожной безопасности, прослушали рассказ по составленной книге и рассмотрели рисунки к нему. В конце презентации было чаепитие, в процессе которого ребята учились правилам гостеприимства, поведения за столом, доброжелательного общения со сверстниками. (конспект прилагается)
Посчитав, что тема дорожной безопасности для детей на выходе из детского сада наиболее актуальна, я решила спланировать и реализовать проект «На дороге не зевай, правила дорожного движения выполняй!» Проект носил долгосрочный характер. Начали его в ноябре 2012года, а закончили в мае 2013года. Актуальность, цели, задачи, принципы, направления работы, ожидаемые результаты проекта, а так же разработанные план –график реализации проекта, подборка методического материала (стихи, загадки, викторины, КВН, игры – тренинги, подвижные игры, словесные игры, логопедические зарядки, пальчиковые гимнастики и физкультминутки, памятки для родителей, анкеты для родителей и детей и другое) представлены ниже. (план проекта прилагается)
Итогом всей проделанной работы явилось создание макета «Улицы города», разметка дороги на территории детского сада, активное участие в которых принимали не только дети и воспитатели, но и родители. В конце мая в музыкальном зале, совместно с музыкальным работником и инспектором ГИБДД было проведено открытое мероприятие для детей и воспитателей детского сада. Задачами этого мероприятия являлись: систематизация знаний по теме, оказание заботы, внимания и заинтересованности к детям со стороны взрослых по данной проблеме.
После проведенной работы ребята твердо усвоили правила дорожной безопасности :
Переходить улицу нужно в строго отведенных местах. Ориентироваться при переходе на светофор и дорожную разметку. Не играть возле дороги.
Культурно вести себя на остановках и в общественном транспорте. Обходить опасные участки на пешеходной части улицы.
Регулярно и целенаправленно проходила работа по разделу «Ребенок и здоровье». Она была направлена на формирование представлений детей о человеческом организме; зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания; что нужно человеческому телу, чтобы оно было крепким и здоровым. Забегая вперед, скажу, что дети пришли к следующим выводам:
Чтобы быть здоровым надо заниматься физическими упражнениями, правильно планировать свой отдых, больше прибывать на свежем воздухе, принимать здоровую еду, внимательно относиться к своему здоровью.
Формируя представления о здоровом образе жизни, мы знакомили детей со строением человеческого организма, с условиями для нормального его функционирования. Обобщали имеющиеся знания у детей о функциях органов, уточняли с помощью опытов, для чего нужны те или иные части тела. Приведу пример одного из опытов «Для чего нужны руки?» Воспитатель предлагает убрать руки за спину и взять со стола книгу. Взять не получается. Формулирую вопросы «Нужны руки человеку? Для чего?» Путем выполнения несложных действий формировалось представление о целостности всего организма и понимание бережного отношения к своему телу. Экспериментальная деятельность помогает дошкольникам осваивать разнообразные, доступные способы познания окружающего мира, развивает познавательную активность, любознательность, детское творчество, формирует представление о человеке, знания о здоровом образе жизни. Участие в экспериментальной деятельности обеспечивало мыслительную активность каждого ребенка.
При проведении упражнений «Мои чистые руки», «Моя расчестка», «Мой шкафчик» и другие объясняли, что при выполнении привычных требований взрослых (чаще мойте руки, мойте овощи и фрукты, пользуйся своей расчесткой и другие) может уберечь от болезней и привить культурно – гигиенические навыки. С детьми организовали опыт «Вода до и после мытья рук», в ходе которого дети наглядно увидели, какая грязь находится на руках после прогулки.
Для более эффективной работы по данной теме пригласили медсестру детского сада, которая рассказала о том, как правильно мыть руки, чем опасна чужая расчестка, способы закаливания. После встречи с медсестрой, мы с ребятами организовали выставку рисунков: кто – то рисовал медсестру, кто – то способы закаливания. Важно, что дети получили здоровый эмоциональный заряд.
В конце подготовительной группы, для проведения беседы на тему «Здравствуй лето» была приглашена мама – врач одной из девочек. Тема особо актуальна, т. к. на пороге беззаботное время года - лето. Чтобы не омрачить это счастливое и теплое время она рассказала о пользе витаминов, которые содержаться в овощах и фруктах, о важности мытья овощей и фруктов для предотвращения инфекционных заболеваний, о правилах купания в море. С ребятами проводились дидактические игры «Узнай на ощупь», «На какую фигуру похож овощ или фрукт»; рассматривали слайды о море (его состояниях, его жителей); разгадывали загадки, играли в подвижную игру «Море волнуется раз» и другое. (конспект прилагается) В
конце встречи ребята задавали интересующие их вопросы и рисовали рисунки на тему «Мое Черное море».
Нельзя не отметить большую и интересную работу по проведению «Недели здоровья», которая прошла в подготовительной группе накануне Всемирного дня Здоровья с 1 по 5 апреля.
Целью данной недели являлось приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни. Каждый день имел свою тему, которая раскрывалась через беседы, экскурсии, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, викторины, эксперимента, лепки, аппликации, КТД с родителями многое другое.
Актуальность, задачи, предполагаемый результат, план – график на неделю, методические разработки представлены ниже. (план «Неделя здоровья» прилагается)
Говоря об охране здоровья дошкольников нельзя не сказать о кропотливой, ежедневной работе со стороны воспитателя в этом направлении. Понимая всю значимость этого направления, мы, воспитатели подготовительной группы, в течение всего года применяли в своей работе здоровьесберегающие педагогические технологии, которые повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у педагогов, детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Работа строилась на известных принципах, при создании определенных условий, при использовании различных форм работы. Подробный отчет в этом направлении представлен ниже. (внеурочная деятельность по формированию здорового образа жизни у воспитанников с применением здоровьесберегающих технологий представлена ниже)
Проблему, связанную с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Эффективности в работе с детьми можно достигнуть только совместными усилиями ДОУ и семьи, поэтому важную роль я уделяю работе с родителями.
Воспитательно – образовательная работа с детьми строилась при тесном взаимодействии с родителями. Чтобы обеспечить безопасный и здоровый образ жизни, я решила, что нужно дать знания не только детям, но и их родителям. Для этого проводились анкетирование, консультации для родителей «Безопасность ребенка дома», «Физкультура и спорт» и другие. На стенде, в раздевалке, были представлены памятки по безопасности детей в разных ситуациях «Правила поведения на воде», «Дары природы», «Обучаем наблюдательности на дорогах» и другие. (материал представлен ниже)
На протяжении всего года родители – специалисты приглашались для проведении НОД по разным темам «Транспорт», «Здравствуй лето», «Прачечная». В папках передвижках были освещены следующие темы: «Гигиена питание», «Физкультура и спорт». Во время проведения «Недели здоровья» родители приняли активное участие в КТД : «Составить стих или лозунг о гигиене», «Составить витаминный салат», «Разгадать кроссворд на тему спорт», выпуск стенгазеты «Единственная красота, которую мы знаем,- это здоровье». В здоровой спортивной атмосфере прошла утренняя зарядка на улице вместе с детьми и сотрудниками детского сада. Совместно с физкультурным работником и старшим воспитателем, а так же с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания, мы организовали спортивный конкурс «Я и моя спортивная семья». По итогам года был проведен конкурс рисунков «Моя дружная семья». Самые активные родители были награждены благодарственными письмами от лица администрации детского сада.