Ольга Петухова
Отчет о работе учителя-логопеда МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад №11 «Чебурашка»
Петуховой Ольги Ивановны
за 2015 – 2016 учебный год
1. Педагогическая нагрузка – 1,25 ставка (25 часов).
2. Высшая квалификационная категория.
3. Общий стаж работы – 32 года.
4. Стаж работы в ДОУ – 3,5 года.
5. Повышение квалификации:
Публикация «Отчет о работе учителя-логопеда МБДОУ» размещена в разделах
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
• 21.09. – 26.09.2015 - КПК по программе «Дистанционные технологии как средство формирования электронного портфолио педагога» в МАОУ ДПО «ИМЦ» г. Кудымкара в объеме 36 часов;
• 11.11. – 12.11.15 – краткосрочное обучение по теме «Экспресс-диагностика нарушений речевого развития детей 3-7 лет» в ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет «Центр патологии речи» в объеме 16 часов.
• 09.11. - 12.11.15; 24.02. – 27.02.2016 – КПК по теме «Развитие профессиональной компетентности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ОО» в КГАОУ ДПО «Коми-Пермяцкий институт повышения квалификации работников образования», 74 часа.
• 16.05. – 26.05.2016 – повышение квалификации в МАУ ДПО «ИМЦ» г. Кудымкара по дополнительной профессиональной программе «Компьютерные курсы».
6. Осмотрено детей 3-7 лет первично – 177 человек.
7. Количество детей старших и подготовительной групп, нуждающихся в логопедической помощи:
2015-2016 уч. год – 58 чел.
на 2016-2017 уч. год – 26 чел. из подготовительных групп, 44 чел. из старших групп.
Логопедическое заключение
ОНР ФФН ФН Итого
Выявлено: 4 40 14 58
Зачислено: 4 20 6 30
Выпущено: 22
с чистой речью - 13 6 19
со значительными улучшениями - 3 - 3
Оставлено для продолжения работы на дошкольном логопункте: 4 4 - 8
Рекомендовано продолжить занятия на школьном логопункте 5 - 5
Цель профессиональной деятельности: оказание специализированной помощи детям, имеющим фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, коррекция данных нарушений, предупреждение нарушений письма и чтения в школе.
Задачи:
1. Обследовать устную речь детей дошкольного возраста (3-7 лет) и выявить нуждающихся в коррекционно-логопедической помощи.
2. Систематически проводить необходимую коррекционно-логопедическую работу в соответствии с индивидуальными логокоррекционными программами детей, зачисленными на логопункт.
3. Усилить взаимосвязь логопеда с воспитателями, узкими специалистами детского сада, родителями с целью улучшения результативности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения и предупреждению нарушений чтения и письма в школе.
4. Повышать профессиональную компетентность.
5. Совершенствовать коррекционно-развивающую среду логопункта.
Логопедическая работа на дошкольном логопункте в данном учебном году строилась в соответствии с «Положением об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп», образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 11», а также образовательными запросами родителей на основе перспективного планирования для детей с ФН, ФФН, ОНР.
Свою профессиональную деятельность выстроила по направлениям:
• диагностическое
• коррекционно-развивающее
• организационно-методическое
• консультативное
• профилактическое.
Данные направления реализую с детьми и их родителями, педагогами, медперсоналом.
Диагностическая работа
В диагностической работе применяю технологию логопедического обследования Г. В. Чиркиной и Т. Б. Филичевой.
В сентябре провела первичную диагностику дошкольников 4-7 лет с целью выявления детей с речевой патологией, по итогам которой составила список из 58 детей, нуждающихся в логопедической коррекции. В январе провела промежуточную диагностику детей-логопатов, направленную на выявление изменений в речевой деятельности и внесения корректировок в содержание коррекционной работы. В мае – итоговую диагностику с целью оценки результатов коррекционной работы с воспитанниками.
Детей двух II младших групп обследовала с целью раннего выявления проблем в речевом развитии. При обнаружении у ребенка проблем медицинского характера рекомендовала родителям пройти консультирование у узких специалистов: ортодонта, стоматолога, лор-, психиатра, невропатолога, нейропсихолога.
Все дети ДОУ, нуждающиеся в логопедической помощи, были взяты на учёт, родители проконсультированы.
Коррекционно-развивающая работа
На основании результатов углубленного логопедического обследования на логопункт в течение учебного года было зачислено 30 воспитанников старшего возраста (5-7 лет) - 17 детей подготовительной группы и 13 детей из старших групп со следующими логопедическими диагнозами:
ФН – 6 чел. ,
ФФН – 20 чел. ,
ОНР (II, III, IV ур.) – 4 чел.
В первую очередь коррекционно-развивающая работа велась с детьми подготовительной группы. По мере исправления речевого дефекта у ребенка подготовительной группы и выпуска его с логопункта, зачислялся воспитанник старшей группы.
Срок коррекционного обучения ребенка зависел от тяжести речевого нарушения, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания ребенка в семье и варьировался от 3-5 месяцев для ребенка с фонетическим дефектом, до 1 года для детей с ФФНР и до 2-3 лет для детей с ОНР.
Календарно-тематические планы разработала на основе коррекционных программ и комплексов учебно-методической литературы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»; Нищева Н. В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».
Согласно циклограмме рабочего времени по расписанию проводила индивидуальные и микрогрупповые занятия. Коррекционно-развивающая работа с детьми осуществлялась 2-3 раза в неделю в зависимости от поставленного логопедического диагноза и была направлена на: формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию; развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определялась индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществлялась при максимальном использовании всех анализаторов. На занятиях создавала условия рационального сочетания разных видов деятельности, применяла современные образовательные технологии и методики.
Развитию способностей воспитанников способствует деятельность по программам дополнительного образования. Мной проведено 5 занятий с детьми старшего возраста по программе КОП «Мыльные пузыри».
Показателем эффективности работы учителя-логопеда в детском саду является состояние устной речи детей, выпускаемых в школу. Представленные в таблице результаты коррекционно-логопедической работы показывают положительную динамику в развитии речи детей.
Дети подготовительной группы на выпуске владеют речью как средством общения и культуры. Развита звуковая сторона речи, фонематический слух. Все дети выпускаются в общеобразовательную школу.
Недостаточную динамику по результатам логокоррекционной работы показывают по-прежнему, дети, соматически ослабленные, часто болеющие, нерегулярно посещающие ДОУ; дети с нарушениями строения артикуляционного аппарата, с наличием дизартрического компонента. Этому способствовало и невнимание родителей или нежелание осознать проблемы, связанные с дефектами речи у своего ребенка, а также пассивность родителей в выполнении рекомендаций и заданий логопеда.
В данном учебном году 1 реб. старшей группы, имеющий сложное речевое нарушение, по решению ПМПк ДОУ направлен на ТПМПК г. Кудымкара.
Дети, занимающиеся на логопункте, - активные участники творческих, интеллектуальных конкурсов Международного и Всероссийского уровней, являются победителями и призерами этих конкурсов:
• 1 место в Международной блиц-олимпиаде «Наша славная победа!» (МИОП Лидер) (май, 2016);
• 1 место в викторине «В гостях у сказки» Всероссийского конкурса «Твори! Участвуй! Побеждай!» (апрель, 2016);
• 1 место в викторине «Отгадай животное» Всероссийского конкурса «Твори! Участвуй! Побеждай!» (март, 2016);
• подготовка призеров и победителей Всероссийского творческого конкурса «Новогодний снеговик» (февраль, 2016) : диплом II степени – 2 реб., диплом победителя – 8 детей.
• 1 место во Всероссийском конкурсе «Вопросита» - блиц-олимпиада «Что нас окружает? Из чего это бывает?» (январь, 2016);
• 1 место во Всероссийском конкурсе «Вопросита» - блиц-олимпиада «Вершки и корешки» (ноябрь, 2015,
• 1 место во Всероссийском конкурсе «Вопросита» - блиц-олимпиада «Путешествие по стране букв и звуков» (ноябрь, 2015)
Консультативно-профилактическая работа
Организую и провожу в ДОУ профилактическую работу. В течение учебного года проводила логотренинги с детьми среднего дошкольного возраста по программе Ивановой Ю. В. (гр. «Смешарики», «Зайчики», «Солнышко»).
За детьми раннего возраста с ЗРР в течение учебного года провожу психолого-педагогическое наблюдение, по результатам которого даю рекомендации педагогам и родителям.
Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей. Работа с педагогами велась согласно годовому плану ДОУ и по индивидуальным запросам: ознакомление и анализ логопедической диагностики детей группы, консультативные разборы детей со сложной речевой патологией, консультации по текущим вопросам, практикумы. Мной разработаны и предложены воспитателям памятки. В течение учебного года осуществляла подбор речевых игр по обращениям.
Работа с родителями
Взаимодействие с родителями осуществляла в разных формах. Выступала на родительских собраниях в группах с сообщениями по запросу воспитателей и родителей, сочетая их с практикумами.
• Участие в родительских собраниях -10
Темы выступлений:
«Речевое развитие детей 2-3 лет»
«Речевое развитие детей 3-4 лет»
«Речевое развитие детей 4-5 лет»
«Речевое развитие детей 5-6 лет»
«Речевое развитие детей 6-7 лет»
«Итоги года. Речевая готовность детей к обучению в школе»
«Наши успехи. Рекомендации на лето» (старшие группы)
На собраниях знакомила родителей с результатами первичного обследования речи, с результатами итогового обследования. Давала рекомендации по закреплению речевых умений в семье. Выступления сопровождались ММП, в т. ч. авторскими.
• Индивидуальные консультации -54, в т. ч. в форме занятия-практикума.
В период сентября по май проводила индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих логопункт, а также с родителями детей среднего и раннего возраста. Родители обращались с проблемами: появление у ребенка заикания и возможности его коррекции, приемы преодоления ЗРР, состояние речи ребенка, зачисление на логопункт, влияние аденоидов на речевое развитие, проявления дизартрии и необходимость логопедического массажа, выполнение домашних заданий и т. д. На каждый запрос старалась дать развернутый ответ, совет, при необходимости показывала и обучала практическим приемам. Пыталась привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получали в устной форме на вечерних приемах.
• Участие в родительской конференции «Новый ФГОС – новые возможности» (05.12.2015) :
1. Разработка и проведение мастер-класса «Игры и упражнения с кинетическим песком»;
2. Участие в работе круглого стола
• Участие в интернет-голосовании «Мой любимый учитель» на сайте kudobr.ru (3 результат)
• Составление буклетов по темам: «Обучение грамоте и развитие фонематического слуха», «Вашему ребенку 3 года», памяток: «Советы родителям для успешного речевого развития ребенка 4-5 лет», «Советы по организации работы с песком».
• Оформление папок-передвижек в групповых уголках.
• Взаимосвязь с родителями поддерживала через ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий.
По причине загруженности родителей мероприятиями, проводимыми в группах и ДОУ, не удалось осуществить запланированную проектно-исследовательскую работу (с детско-родительскими проектами).
Участие в методической работе и распространение педагогического опыта
Участие в работе ГМО учителей-логопедов, учителей-дефектологов :
• Выступление по теме «Взаимосвязь специалистов в коррекционно-развивающей работе с детьми в процессе внедрения ФГОС ОО» (город, 10.09.15)
• Выступление по теме «Электронное портфолио учителя-логопеда» (город, 23.05.16)
Выступления на конференциях, семинарах, мероприятиях, проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий:
• Проведение практикума «Как научить ребенка слышать?» на КПК учителей-логопедов (12.11.2015)
• Проведение мастер-класса для родителей «Игры и упражнения с кинетическим песком» в рамках родительской конференции «Новый ФГОС – новые возможности» (ОУ, 05.12.2015).
• Проведение мастер-класса «Игры и упражнения с кинетическим песком» для педагогов ДОО в рамках семинара-практикума «Создание современной образовательной среды для детей дошкольного возраста» (04.02.2016)
• Проведение мастер-класса «Игры с кинетическим песком в практике логопеда» на КПК «Развитие профессиональной компетентности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС» (25.02.2016)
• Проведение мастер-класса «Электронное портфолио учителя-логопеда» на КПК «Развитие профессиональной компетентности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС» (27.02.2016)
• Проведение лекционно-практического занятия «Готовность ребенка к школе» для слушателей КПК педагогов-психологов ОО Пермского края (Коми-Пермяцкий ИУУ, 11.04.16)
• Участие в семинаре-практикуме «Создание развивающей среды ДОУ с использованием современного оборудования» : проведение мастер-класса «Песочные игры с дошкольниками» для студентов 205 группы специальности «Дошкольное образование» ГБПОУ «Кудымкарский педагогический колледж» (12.04.2016)
• Показательное занятие для студентов Кудымкарского педколледжа по автоматизации звука Р «Поиграем с радугой» (12.05.2016)
• Консультация-практикум для педагогов ДОУ «Логопедические игры на прогулке» (09.06.2016)
Публикации:
• Публикация методической разработки на сайте «Педагогический сайт» (Россия) «Мастер-класс для родителей по использованию современных материалов развивающей среды «Игры и упражнения с кинетическим песком» (17.01.16)
• Публикация методической разработки «Логопедическое представление для ПМПК на дошкольника с ТНР» на международном образовательном портале «Маам» (май, 2016)
• Участие в III Всероссийской конференции проектно-исследовательских работ «Дорогами открытий» с образовательным проектом «Учимся говорить правильно» (май, 2016)
Экспертная деятельность:
• Участие в работе жюри, экспертных групп конкурсов в ДОУ:
- конкурс детских и детско-родительских работ «Мои первые открытия» (ноябрь, 2015)
- конкурс «Минута славы» (11.05.2016)
• Участие в работе экспертного совета Всероссийского интеллектуального турнира способностей «РостОК-SuperУм» для детей старшего дошкольного возраста (ноябрь, 2015)
• Член оценочной комиссии в период проведения зачетных занятий студентами IV курса ГБПОУ «Кудымкарский педагогический колледж» (декабрь, 2015)
• Эксперт в составе ПМПк ДОУ.
Участие в конкурсах:
• Всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!». Номинация «Сценарии праздников и мероприятий» - 1 место (26.10.15)
• Всероссийский конкурс «Вопросита». Блиц-олимпиада «Система деятельности педагога ДО группы в контексте ФГОС ДО» - 3 место (03.11.2015)
• Всероссийский конкурс «Умната». Блиц-олимпиада «Нарушение звукопроизношения у детей. Логопедическая коррекция» - 1 место (29.11.2015)
• V Международный конкурс «Гордость России» - диплом II степени. (15.01.2016)
• Всероссийская онлайн-олимпиада для педагогов «Профессиональные компетенции педагогических работников дошкольного образования» - 1 место (08.02.2016)
• 3 место в конкурсе игр с использованием национально–регионального компонента «Мозаика игр» (ДОУ, март, 2016)
• Международная Олимпиада «Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей» - 1 место (март, 2016)
• 3 место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший специалист сферы образования (логопед, психолог, дефектолог)» (педагогический клуб «Наука и творчество», март, 2016)
• Победитель 2 степени III Всероссийской конференции проектно-исследовательских работ «Дорогами открытий». Секция «Образовательный проект» (19.05. 2016)
• Участие в Краевом конкурсе методических разработок «Этнокультурное образование: традиции и современные технологии» с материалом «Образовательный проект для детей подготовительной группы «Моя малая родина – Коми-Пермяцкий округ» (июнь, 2016) - 1 место.
Совершенствование коррекционно-развивающей среды
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности. Предметно-развивающее пространство на логопункте организовала таким образом, что каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого. Обстановка, созданная в кабинете, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. В данном учебном году кабинет был оснащен современным оборудованием: интерактивным столом, 2 песочницами с цветовой подсветкой, пополнен развивающим материалом: кинетическим песком, настольно-печатными играми.
Проблемы деятельности логопункта:
• для детей с ОНР (2-3 уровня) в условиях логопункта сложно создать условия для полной компенсации дефекта (т. к. воспитатели групп не имеют соответствующую квалификацию и индивидуальная работа проводится не в полном объеме из-за высокой наполняемости групп);
• охват детей средней группы с ОНР, нуждающихся в систематической логопедической помощи, низкий, ограничен групповыми профилактическими логотренингами, проводимыми 1 раз в неделю, т. к. много детей с нарушениями речи в старшем возрасте;
• для 1/3 семей, имеющих детей с речевыми нарушениями, остается характерным формальный подход к взаимодействию с учителем-логопедом, малая доля инициативы в общении;
• техническое оборудование (системный блок, монитор и принтер) исчерпало свои ресурсы, требуется его замена.
Таким образом, в целом профессиональные задачи, поставленные на учебный год, успешно реализованы, годовой план по все направлениям деятельности выполнен.
24.06.2016
Учитель-логопед___ О. И. Петухова