Юля Афанасьева
Отчет о работе по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Дидактическая игра как средство экологического воспитания
детей младшего дошкольного возраста».
Цель: повышение своего профессионального уровня, создание оптимальных условий для экологического развития детей, обогащение и углубление знаний в развитии детей через дидактические игры в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
Публикация «Отчет о работе по самообразованию „Дидактическая игра как средство экологического воспитания младших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры, как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.
2. Расширять представления о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними и дикими животными, их детенышами, и особенностями их поведения и питания.
3. Знакомить детей с садовыми и огородными растениями данной местности.
4. Дать первичные представления о насекомых.
5. Расширять представления об овощах, фруктах, ягодах, как растущих в данной местности, так и экзотических.
6. Формировать представления о временах года, осенних, весенних, зимних, изменениях в природе, характерными особенностями каждого сезона.
7. Дать представления о свойствах воды, песка.
8. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.
9. Повышать уровень знаний у родителей по данной теме
10. Создавать предметно-развивающую среду в группе по теме.
11. Провести анализ эффективности проделанной работы.
Предметно развивающая среда :
в группе создана и пополняется познавательная предметно-развивающая среда.
Изготовление игр по теме самообразования :
Развивающих пособий
-«Дидактические игр по экологии»
Земля – плохо или хорошо
Птицы и их дома
Сад, огород,
Презентация «Дидактические игр по экологии в младшей группе
Работа с детьми :
Индивидуальная работа проводилась с детьми, как в утренние часы, так и в вечернее время, на прогулке, во время образовательного процесса – образовательная деятельность, дидактические игры, практические упражнения, наблюдение во время прогулки.
«Что сначала – что потом?»
«Чьи мордочки»
Д/ и «Кто где живёт».
Д/ и «Что в моей корзинке».
Д/ и «Насекомые»
«Узнай овощ или фрукт»
Опыт с песком и водой,
Проведен итоговый досуг «Друзья леса».
Работа с родителями.
Консультации для родителей «Задачи экологического воспитания ребенка в семье»,
«Экологическое воспитание детей раннего возраста. Тема: «Ребенок открывает мир природы».
Проектная деятельность «Знакомство со снеговиком», «Волшебная капелька», «Витамин роста».
Консультация «Роль игры в экологическом развитии ребенка».
Папка передвижка «Как организовать игры детей дома с использованием экологического материала»
Буклет «Берегите воду».
Памятка «Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за год.
Работа с социумом. Провела консультацию для педагогов. «Игра как средство экологического воспитания», «Экологическое воспитание для детей летом».
Данная презентация адресована творческим воспитателям
Транслируемость опыта: на сайте МААМ
- Итоговое мероприятие по теме самообразования итоговое развлечение с элементами викторины «Друзья леса».
План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста».
Результативность для отслеживания динамики уровня развития экологических умений и навыков была проведена диагностика под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы», 2 младшая группа.
Критерии.
- знания детей о домашних и диких животных, расширять представления о птицах,
- знания о детей о насекомых, рыбы в аквариуме.
4. Знакомить детей с доступными явлениями природы.
5. Знания о овощах и фруктах.
6. Знанаия о временах года, осенних, весенних, зимних, изменениях в природе, помогать замечать красоту природы в разное время.
имующих и перелетных птицах, о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, насекомых.
- деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса.
В сентябре месяце 2023 г.
При этом было выявлено
Средний уровень – 4% (4детей)
Низкий уровень – 56% (16детей)
В конце учебного года в апреле 2024 проведена повторная диагностика и видны следующие результаты
Высокий уровень – 45% (8детей)
Средний уровень – 50% (9 детей)
Низкий уровень - 5% (4 детей)
На данный момент времени, в результате проделанной мною работы уровень экологического развития у детей существенно повысился.
Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в экологическом воспитании, Дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, способствует развитию личности.
Перспективы на 2024-2025 учебный год:
1. Продолжить работу по данной теме (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию.
3. Изучить новинки методической литературы, и интернет ресурсы
4. В работе с родителями планирую включать беседы, консультации, посиделки, организации совместных мастер классов по изготовлению пособий по экологическому воспитанию. Активизировать родителей на совместную работу с воспитателем и участие их в жизни своих детей, направленное на воспитание и развитие детей
5. Изготовить новые пособия и игры, обновить среду в данном уголке. Согласно возрасту детей. В работе чаще использовать мультимедийнное оборудование (интерактивную доску).
Планируемый результат:
Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Воспитание защитников природы.
Творческая активность воспитанников.
Внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры
Перспективы развития опыта:
1. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию.
2. Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.
Заключение.
В результате проделанной работы, дети стали проявлять устойчивый интерес к элементарным экологическим представлениям. В игровой деятельности дети усвоили правила поведения в природе, нравственные нормы, развилась ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствовало развитию у ребенка экологической этики. Это отношение закреплялось в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка. Дети осознали, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Дети поняли, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых. Можно использовать возможности дидактической игры как эффективного средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
Римашевская, Л. С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата. : Учебно-методическое пособие / Л. С. Римашевская, Н. О. Никонова, Т. А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с. : ил.
Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С. 10-12.
Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С. 40-49.