Ольга Михайлова
Формирование у старших дошкольников самостоятельности через трудовую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №95 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ОТЧЕТ
«Формирование у старших дошкольников самостоятельности
через трудовую деятельность»
Воспитатель: Михайлова О. А.
Публикация «Формирование у старших дошкольников самостоятельности через трудовую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Многие дети нашей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Мы стараемся, чтобы дети работали сообща. Дети в нашей группе регулярно выполняют различные виды труда, а именно: Самообслуживание, Труд в природе ручной труд, хозяйственно - бытовой труд.
Развитие самообслуживания имеет жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.
Мы учим детей мыть руки, а некоторые уже делают это без напоминания по необходимости, умеют заправлять постель, самостоятельно переодеваются, наводят порядок в шкафу, вешают свои вещи сушится после прогулки. Мы стараемся приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, вешать одежду сушить при необходимости. Мы объясняем детям, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи.
При обучении самообслуживанию мы использовали алгоритмы. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Показывали ребенку правильные приемы, знакомила с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).
Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость
Основное внимание уделяли ручному труду. Этот вид труда развивает конструкторские навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Дети в нашей группе охотно включаются в работу по ручному труду. Мы часто делаем аппликации (поделки для родителей, по темам недели, в свободное время, конструируем из бумаги и конструктора, на прогулке из снега лепим снеговиков и т. д.
Так же мы знакомим детей с трудом взрослых : наблюдаем за работой работников детского сада, на прогулке наблюдаем за работой дорожных служб, проводим беседы о работе родителей.
В группе есть дидактические игры, которые знакомят детей с трудом взрослых (профессиями, орудиями труда (инструментами, трудовыми действиями необходимых для той или иной деятельности. Это «Профессии», «Разрезные картинки. Профессии», «Что из чего сделано», «Спецтранспорт» и др. Так же мы читаем ребятам произведения, которые знакомят их с профессиями: Е. Пермяк «Трудовой огонёк», В. Бычко «Невеличка» - В. Степанов «Умелые помощники» - М. Зощенко «Глупая история» - Н. Носов «Заплатка» и т. д., В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, и тд., показывали презентации на тему: «Труд людей», знакомим с пословицами, поговорками о труде
Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития знания. Приучая детей к уходу за растениями, я старалась воспитывать трудолюбие, постепенно объясняла детям значение ухода для роста растений.
Дети научились правильно ухаживать за комнатными растениями, поливают по мере необходимости, опрыскивают, протирают листочки, разрыхляют.
Каждый год мы сажаем огород на окне, дети охотно помогают и у каждого ребенка есть дневники наблюдений, где дети фиксируют изменения растений во время роста.
Совместно с детьми и родителями делали кормушки для птиц. Выходя на прогулку, стараемся кормить птиц.
Хозяйственно-бытовой труд способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, а вместе с тем развитию коммуникативных способностей ребенка.
В группе имеется уголок дежурства, родители сшили красивые фартуки и колпачки, чтобы детям было интересней дежурить по столовой. Почти все дети научились сервировать стол. Так же ребята дежурят и на занятиях: готовят и убирают рабочее место, либо помогают убрать его.
Так же дети научились убирать за собой игрушки.
На участке в теплый период мы вместе собираем веточки, листву (коллективный труд). В холодный период мы расчищаем дорожки от снега, так же ребята охотно помогают в очистке участка от снега. Проводим соревнования: «Кто самый быстрый». На даче в «Горном ручейке» ребята участвовали в акции «Зеленый патруль», очищая лесную зону от мусора и веток. Тем самым у детей появилось понимание, что природу нужно беречь.
Трудовое воспитание возможно при взаимодействии работы воспитателя с семьей.
Формы работы, которые мы использовали: беседа, консультации, родительские собрания, выставки совместных работ, участие в конкурсах.
Планируем продолжить работу по трудовому воспитанию :
- продолжать расширять представления детей о труде взрослых;
- показывать результаты труда, его общественную значимость. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения;
- продолжать способствовать умению доводить начатое дело до конца;
- развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда;
- формировать ответственность за выполнение трудовых поручений;
- стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности;
- воспитывать любовь к труду, и уважение к труду взрослых.