Крыгина Марина
Особые дети. Аутисты
▼ Скачать + Заказать документы
Тема аутизма сейчас особенно много обсуждается. Но по-прежнему нет четких представлений – что такое аутизм? Откуда он берется и что с аутистами делать – лечить, учить, или это просто особенности личности?
Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты.
Публикация «Особые дети, Аутисты» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Особые дети… Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы. Со стороны они могут казаться обычными детьми, разбалованными, истеричными, капризными. Говорят, они живут в своем мире. Они не живут, они там прячутся.
Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами. Во многом и сейчас происходит также, но ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. Появились инклюзивные детские сады и школы, о проблемах семей, имеющих особенных детей, снимают телепередачи и художественные фильмы. Появляются волонтеры и фонды, работающие с такими семьями. Да и общество постепенно пересматривает свое отношение к ним.
Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса.
Ребёнок с ограниченными возможностями, также как и все дети, прежде всего, нуждается в родительской любви и ласке.
Если ребёнок не заговорил в 1,5-2 года родители начинают бить тревогу. Но чаще всего обращаются за помощью к различным специалистам (психологам, логопедам, дефектологам) лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех.
Семья аутичного ребёнка часто испытывает постоянные сложности и ограничения, связанные с особым развитием ребёнка. Бывает трудно объяснить окружающим причины разлаженного поведения ребёнка, его капризы.
Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.
Важную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка, а также активное включение родителей в лечебный и психолого-педагогический процесс. Кроме того, на всех ступенях развития ребенка должно осуществляться комплексное взаимодействие специалистов: невролога, психиатра, педиатра, психологов, дефектологов и социальных работников.
Первым этапом психокоррекционной работы является этап индивидуальных занятий, хотя, для ребенка, посещающего детские учреждения или легко переносящих отрыв от матери возможно и включение в небольшую группу. На первых двух занятиях никаких целей, кроме приучения ребенка к новому месту и незнакомому ему прежде взрослому, можно не ставить. Если первый контакт состоялся, на последующих занятиях можно начинать внедряться в личное поле ребенка с целью внесения изменений в поведение.
Начинать следует с того, чтобы ребенок научился видеть человека вообще, получить положительный опыт контакта. Необходимо установление партнерских отношений с ребенком, обращение к его личности с тем, чтобы он мог осознать свои трудности. Чувство привязанности, симпатии, расположения к человеку создает ребенку другой положительный эмоциональный опыт, является дальнейшей основой для межличностных связей.
Обретение окружающего мира. Смягчение тревоги, страхов аутичных детей, формирование эмоционально положительного отношения к окружающему, возможности взаимодействия со взрослыми позволяют обогатить знания ребенка об окружающем мире, умение активно ориентироваться в нем. Необходимо организовать совместное активное обследование привычных предметов обихода, любимых игрушек.
Развитие целенаправленного поведения. Необходимо, во-первых, подобрать для ребенка занятия, не требующие больших усилий, точных движений, речевого взаимодействия и в то же время быстро дающие эмоционально яркий эффект.
Помощь ребенку может быть по-настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее, чтобы способствовать его развитию. Для семьи это означает:
• обеспечивать ребенку постоянную эмоциональную поддержку;
• помогать лучше воспринимать и понимать окружающий мир, находить в нем необходимый порядок и постоя помогать усвоить основные правила поведения и жизни в обществе, вступать в необходимые отношения с людьми, поддерживать и развивать эти отношения;
• учить использовать в практической жизни приобретаемые сведения и навыки;
• готовить к самостоятельной жизни и работе в той мере, в какой это возможно именно для этого ребенка.
В последнее время часто в коррекционной работе с аутичными детьми применяется метод холдинг-терапия. Этот метод состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т. к. именно отсутствие этой связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме. Причём ребёнок удерживается лицом к лицу с родителем, что позволяет наладить эмоциональный контакт.
От контактов с матерью ребенок гармонично переходит к контактам с обществом.
Мать садится на стул, сажает ребёнка лицом к себе на колени, ноги ребёнка свободно свисают по сторонам от тела матери. Мать насильно удерживает ребенка в своих объятиях, преодолевая его физическое и моральное сопротивление. В эти минуты нельзя ни в коем случае поддаться жалобам и плачу ребенка или испугаться и отступить под его физическим натиском. Ребенок может рваться из объятий, кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать разными обидными словами. Правильная реакция матери состоит в том, чтобы, гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что не отпустит его именно потому, что любит. Рекомендуется проводить холдинг ежедневно один раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо.
Появление аутичного ребенка является мощным стрессовым фактором для семьи в целом. Но дети с аутизмом нуждаются в семье как никто другой. Просто любите их! Дайте им возможность поверить в себя! Научите их доверять окружающему миру, и они будут общаться!