МААМ-картинки

Аутисты. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными детьми

Пересыпкина Светлана
Аутисты. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Аутисты. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными детьми

Пересыпкина Светлана

тьютор дошкольной группы.

ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная

школа – интернат»

Статья: "Система диагностико –коррикционной работы

с аутичными детьми. "

Мать больного аутизмом :

«Мне кажется, что он смотрел на луну

сквозь меня и улыбался ей, а не мне».

Публикация «Аутисты, Система диагностико-коррекционной работы с аутичными детьми» размещена в разделах

Эта статья о «детишках дождя». О детях, которые от нас убегают, прячутся и ищут защиты будто бы под зонтиком. О непоседах, постоянно суетящихся торопыжках, о неумолкающих «птичках – говорунах» и «молчунах – партизанах», бросающих на вас свой недоверчивый взгляд.

В коллективе, в котором я работаю, таких деток ласково называют «аутята». Мы их так стали называть после того, как в журнале «Аутизм и нарушения развития» прочитали трогательное стихотворение. Я процитирую в сокращё нном варианте:

Мой ребенок - Аутёнок,

Мой ребёнок – аутист.

Он другой походкой ходит,

По – другому видит жизнь.

То смеётся он, то плачет,

То ночами он не спит.

Об одном и том же часто

Упоенно говорит.

То без устали рисует,

То в укрытии лежит, то игрушки разбирает,

А задашь вопрос – молчит.

Неуклюже ест и ходит,

Ну а с техникой на «ТЫ»,

Он в два счета вам раскрутит

Вещь любую на винты.

Мой особенный ребенок –

Нежный, ласковый, родной,

Беззащитный Аутёнок,

Как мы выживем с тобой?

Разделяя твои страхи,

Иногда боюсь сама:

Ну а если что со мною –

Как ты будешь без меня?

Ты взрослеешь, поднимаюсь

По ступенькам я с тобой, мой любимый Аутёнок,

Аутист мой дорогой.

С «аутёнком» раньше или позже встречается любой специалист, работающий в сфере специальной педагогики и психологии. Всегда один – два ребёнка с аутизмом «вкрапливались» в дошкольные группы для детей с ЗПР или в группы для детей с нарушением речи. В любом массовом детском саду всегда находились «аутята» с легкими спектрами нарушений. Дети не всегда могли удержаться надолго в садике в силу своих поведенческих трудностей. В отечественной дефектологии очень долго дети с нарушениями в развитии дифференцировались, а дети с аутизмом часто просто выпадали из учебно–воспитательного процесса. И сейчас ещё дети – аутисты и их родители не всегда находят понимание даже со стороны специалистов: почему - то человек с иной, отличной от нашей психикой воспринимается некоторыми людьми с опаской, страхом, ужасом и даже с некоторой брезгливостью.

Работа с аутичными детьми, а также с их родителями требуют значительных энергетических затрат. Любой специалист, работающий с аутистами, скажет, как непросто работать с этой категорией детей, какие порой непростые отношения складываются со «сложными» родителями «сложного» ребенка. У недоверчивого ребенка и недоверчивый родитель.

Надо сделать акцент на качествах, которыми должен обладать специалист, работающий с аутичными детишками. Прежде всего он должен быть предельно гуманным, принимающим, терпеливым, гибким, умеющим ставить себя на место другого, находить позитивное, умеющим верить в себя и в результаты предстоящей работы. Кроме того, специалист должен быть эмоционально устойчивым, ведь аутичные дети чувствуют, когда взрослый раздражен или возбужден.

По частоте ранний детский аутизм находится на 4- м месте среди различных видов патологии у детей после умственной отсталости, эпилепсии и ДЦП. Частота этого нарушения оценивается от 5 до 20 человек на 10 тысяч населения. Пока не существует общепринятого подхода к коррекции РДА ни за рубежом, ни в России. В нашей стране большинство пока не готово принять людей с нарушениями, не желает понимать их проблемы. Потребуется время, чтобы общество стало милосердным и гуманным.

Психолого-медико-педагогическая

характеристика детей с аутизмом

При аутизме психическое развитие ребенка протекает по особому и имеет несколько вариантов. В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии принята классификация детей с аутизмом на 4 группы в зависимости от взаимодействия с окружающей средой.

1–я и 2-я группы - самые тяжелые. Прогноз развития этих детей не самый благоприятный.

1-я группа- «отрешенные дети с лицом принца»

Аутизм детей 1-й группы можно обозначить как «отрешенность». Именно с детьми этой группы у начинающего специалиста возникает ощущения собственной неодушевленности. Первое время дети никак не реагируют на присутствие нового человека, а если позже и начинают его замечать, то относятся к нему как к неодушевленному предмету. Ребенок может взять взрослого за руку и манипулировать его рукой для своих нужд. Ребенок просто использует человека, при этом продолжает как бы не видеть, как бы не слышать, как бы не замечать его. Поведение детей обозначается как «полевое». Всё окружающее поле захватывает ребенка и он не может сосредоточиться на чем-либо больше, чем на несколько секунд. Взгляд ребенка скользит сквозь человека, не останавливаясь. Не смотря на отсутствие экспрессивной стороны речи, ребенок может понимать чужую речь и выполнять требуемые инструкции. «Полевое» поведение проявляется в том, что ребенок бегает, скачет, кружится в пространстве. В коллективе такой ребенок присутствует формально. Его лишь на очень не продолжительное время можно организовать сидящем в кругу или водящим хоровод, Любой контакт его быстро напрягает, истощает, и он начинает убегать. Если что-то оказывается не так, такой ребенок начинает проявлять приступы самоагрессии. Он может начать биться головой о стену или бьёт сам себя руками по голове.

Навыки самообслуживания у таких детей формируются со значительной задержкой и с большим трудом.

Рекомендации специалистов в отношении детей 1-2й групп аутизма не самые утешительные: они могут воспитываться дома или находиться под опекой взрослого в условиях специальных учрежденияй.

2-я группа – «активно отвергающие дети», «тираны семьи».

Проявления аутизма у детей 2-й группы обозначают как «активное отвержение». По сравнению с 1-й группы эти дети в большей степени находятся в контакте с окружающей средой, но среда предстает перед ними как источник глобальной тревоги и страха. Поэтому в качестве защиты от окружающего мира ими выбирается «активное отвержение». Формирование контакта с таким ребенком может занимать довольно продолжительное время. Именно эти дети при форсировании контакта могут отвечать контакта первое время к ним нельзя обращаться по имени – реакция может быть самой непредсказуемой, ребенок может даже укусить того, кто его зовет по имени. По сравнению с детьми 1-й группы дети 2-й группы выглядят более встревоженными и испуганными: их взгляд скользит сквозь человека, но можно заметить, что ребенок наблюдает за ним боковым зрением, если не сказать, что он «видит человека спиной». Так же как и дети 1-й группы, дети 2-й группы предпочитают играть с неигровыми предметами: бутылочкой, билетиком, шнурочком. Речь детей на начальных порах представляется в виде вокализаций. В процессе длительной коррекционной работы можно сформировать номинативный словарь, но коммуникативная сторона речи даже при активной психолого - медико-педагогической работе остается в зачаточном состоянии. Даже к 8-ми годам такой ребёнок не всегда становится подготовленным к обучению по программе школы 8-го вида. Дети 2-й группы воспитываются дома или находятся под опекой со стороны взрослых в условиях специальных учреждений.

3-я группа – «захваченные энтузиасты»

Аутизм детей 3-й группы обозначают как «захваченность аутистическими интересами». Особая природа этих интересов определяется не широтой содержания, а узостью и изолированностью. У одних детей это увлечение техникой и компьютерными играми, у других – механизмами и частями домашних бытовых приборов (часов, деталей сантехники). Дети 3-й группы – это основной контингент аутичных детей, попадающих в любые специализированные дошкольные коррекционные группы. Они так же смотрят как бы сквозь вас. Эмоциональный уровень развития более высок, и при частой встречи со взглядом собеседника дети будут отводить глаза, а смущаясь – закрывать лицо руками. Эти дети отличаются тем, что они не только радуют своей разговорчивостью по сравнению с детьми 1-й и 2-й групп, но в такой же степени и утомляют этим окружающих. Именно в большей степени у этого контингента детей речь характеризуется как «попугайная» или «магнитофонная». Аутодиалоги, аутомонологи, эхолалии, называние себя во втором, третьем лице, по имени, вычурность интонации – вот многообразие спектра специфических речевых нарушений детей 3-й группы аутизма. Именно эти дети надоедают родителям одними и теми же темами разговоров, многократным повторением одних и тех же новых звучных слов, а также бесконечным задаванием одних и тех же вопросов с требованием ответов на них. Стереотипии в речевых высказываниях, играх, рисунках проявляются в многократном воспроизведении одного и того же. У детей этой группы отмечаются бредоподобные фантазии. При активной психолого-медико-педагогической коррекции можно «вытянуть» ребенка 3-й группы. Такой ребёнок сможет обучаться и в классе, и на дому – как по программе школы 8-го, так и 7-го вида.

4-я группа – «сверхтормозимые», «висящие на матери» дети

Это на первый взгляд самая лёгкая группа детей, наиболее близкая к норме. Не имея серьёзных речевых и интеллектуальных нарушений, такие дети, как правило могут находиться а массовом дошкольном учреждении. Но чаще все же они производят впечатление детей с ЗПР, имеющих спектр невротических нарушений. Дети 4-й группы аутизма отличаются стеснительностью, пассивностью, безынициативностью, повышенной ранимостью. Они способны смотреть в лицо собеседнику, но, стесняясь, будут отводить взгляд. Дети отличаются особым педантизмом, повышенным стремлением к порядку, при этом они способны обращаться за помощью к взрослым. У них часто наблюдаются страхи. У одних – это сверхценные страхи, например страх насекомых (боятся даже мухи на картинке, у других – страх остаться одному в помещении, третьи просто боятся, что их поругают. Речевое развитие у детей 4-й группы значительно выше, чем у детей 3-й группы, специфические нарушения если и присутствуют, то совсем незначительно. Такие дети более способны к обучению, и при активной психолого-медико-педагогической помощи могут обучаться и по программе школы 7-го вида, и по программе массовой школы.

Качественное своеобразие эмоционального развития при раннем детском аутизме

Отмечают в следующем:

1 У ребенка наблюдается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам: непереносимость шума, света, нелюбовь к тактильному контакту, брезгливость.

2 Ребенок избегает взгляда в глаза, смотрит как бы сквозь, мимо. Лишь иногда можно поймать мимолентный острый взгляд.

3 У части детей в раннем возрасте не возникает феномен «заражения улыбкой», дети быстро перенасыщаются общением со взрослым, отстраняются от них.

4 Феномен привязанности проявляется в том, что у ребенка либо сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне симбиотической связи (например, к маме, либо симбиотическая привязанность на какой – то период к другому члену семьи.

5 Трудности взаимодействия с окружающими проявляются в том, что взрослому тяжело догадаться, чего хочет ребенок, что его удовлетворяет.

6 Трудности произвольной организации ребенка возникают из-за большой зависимости от влияний окружающего поля. Ребенок больше зависим от окружающего психического поля, чем от близких, - отсюда и трудности организации его поведения.

7 Своеобразные страхи выражаются как общая тревога: всё поле заряжено отрицательно, весь окружающий мир вызывает глобальный генерализованный страх.

Особенности организации коррекционно – воспитательной работы с аутичными детьми.

Коррекционная работа с аутичным ребёнком направлена главным образом на развитие эмоционального контакта и взаимодействие ребёнка со взрослым и со средой, на аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что повышает социальную адаптацию аутичного ребёнка и является самым главным в работе дефектологов, психологов и других специалистов детских учреждений, а также родителей детей-аутистов.

Одной из основных задач является формирование стереотипа учебного занятия: ребёнок должен привыкнуть к тому, что его учат. Дети-аутисты очень плохо принимают всё новое. Начинать занятие надо с известного для ребенка, а потом вводить что-то новое (игрушку, картинки, задание). Специалистам, работающим с аутичными детьми, следует подбирать доступные для ребенка задания, создавая ситуацию успеха, постепенно усложняя задания. Важно быть последовательным в своих требованиях к ребенку. Основой обучения служат эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов.

Установление контакта – основная задача в работе с аутичными детьми. Она же представляется начальным, первым этапом работы. Специалисты считают, что необходимо выяснить, в каких случаях ребёнок не хочет общаться, а в каких – не может. Необходимо завоевать доверие ребёнка.

Формирование пространственно-временного стереотипа занятия – 2-й этап работы. Аутичный ребенок нетерпим к непредсказуемости. Ему легче жить, когда все определено, предсказуемо. Сначала делается одно, потом – другое.

Развитие смыслового стереотипа занятия – 3-й этап работы. Любым играм придается сюжетный эмоциональный смысл. Возводим постройку из кубиков – рассказываем о том, что там будут жить мама, папа, ребенок. В результате у ребенка появляются большая направленность на людей, интерес к окружающему миру, эмоционально окрашенным становится контакт с близкими людьми.

Во всем мире семьи, воспитывающие аутичных детей, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие детей с другими нарушениями. Переживать проблемы, связанные с аутичным ребенком, помогает группа поддержки, состоящая из таких же родителей. А задача специалистов - врачей, психологов, педагогов - научиться ещё раз самим и научить родителей умению "переживать вместе с ребенком все его состояния, его тревоги, научиться понимать его лучше, чем он сам себя понимает, научить родителей никогда не терять надежду".

" даже если сейчас очень тяжело, надо верить, что в дальнейшем будет лучше".

Публикации по теме:

Особенности коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми Статья «Особенности коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми» Воспитатель высшей квалификационной категории КГБУСО «Уссурийский.

Картотека игр с аутичными детьми “Рукавички” (Кряжева Н. Л., 1997) Цель: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с аутичными детьми» Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Аuto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА).

Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми Методическое пособие «Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми». Занятие № 1 Дыхательная гимнастика Выполняется.

Организация коррекционной работы с детьми воспитателями групп Специфика работы воспитателя в группах для детей с нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника: речевыми.

Система работы с детьми раннего возраста в адаптационный период Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 96 ОАО «РЖД» СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ.

Система работы с одаренными детьми в детском саду Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности.

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ Система работы с одарёнными детьми в ДОУ Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?.

Технология «Система коррекционной работы в логопедической группе Н. В. Нищевой». Материал для аттестации Пояснительная записка к современной образовательной технологии Н. В. Нищевой. Программа и система коррекционной работы в логопедической группе.

Система работы с детьми и родителями в области экологического воспитания НАШЕ дошкольное учреждение представляет систему работы с детьми и родителями в области экологического воспитания. Экологическая работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аутисты. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными детьми
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 02:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аутисты. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Пересыпкина Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД