Светлана Рябишева
Развитие и обучение лиц, имеющих особые образовательные потребности
▼ Скачать + Заказать документы
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Термин "дети с особыми образовательными потребностями" используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на "проницаемость" границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с ООП могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети с разными возможностями, развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
Инклюзивное образование нужно всем :
1. Детям с ограниченными возможностями здоровья - Обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения и социума.
2. Здоровым сверстникам - Формирование толерантности к людям с ОВЗ, понимание ценности здоровья, опыт преодоления своих ограничений в способностях.
3. Педагогам ДОУ - Принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению, совершенствование педагогических технологий, разработка новых приемов и методов обучения.
4. Семье ребенка с ОВЗ - Социальная поддержка, помощь в воспитании и развития ребенка, коррекции и компенсации дефектов развития.
5. Обществу - Соблюдение равных прав граждан, ценность человеческого достоинства и индивидуальности, формирование толерантности в обществе.
В соответствии с п. 1 ст. 79 нового Закона содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Выделим базовые организационно-педагогические условия реализации АОП:
1) Нормативно-правовое обеспечение образовательного и воспитательного процесса. Реализация этого условия должна обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. 2) Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса. В рамках реализации АОП, образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам ООП.
3) Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АОП, а также адаптация содержания учебного материала.
4) Организация взаимодействия как всех участников образовательного процесса в образовательной организации, так и взаимодействие с «внешними» организациями, отвечающими за создание специальных образовательных условий для всех групп обучающихся с особыми образовательными потребностями.
В первую очередь, должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса – создание психолого-медико-педагогического консилиума ОО, организация координации членов консилиума, членов территориальной ПМПК и педагогического коллектива образовательной организации в целом. Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки со стороны «внешних» социальных партнеров – методического центра, ППМС-центра, общественных организаций. В рамках создания организационно-педагогических условий должен быть сформирован адекватный запрос на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов ОО, организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации.
Структура Адаптированной образовательной программы
Структура адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ) :
1. индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы организации обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые);
2. адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках ООП организации. Содержание программы, включающее в себя три основных блока:
- образовательный компонент;
- коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (логопеда, дефектолога, педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю, воспитателю и родителям.
- воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя или воспитателя с рекомендациями для родителей обучающегося.
3. программы коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ ( программы: логопедической работы, работы педагога-психолога, работы учителя-дефектолога)
4. программы дополнительного образования детей, включающие элементы программ специфических учебных предметов, необходимые для компенсации нарушений.
Обязательным компонентом АОП являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания ИОП на уровне динамики тех или иных составляющих его психофизического развития. Приведу краткое сравнительное описание Программы коррекционной работы в рамках ООП ОО и Адаптированной индивидуальной образовательной программы.
Программа Адаптированная
коррекционной работы образовательная программа
Направление Коррекция недостатков в физическом Освоение ОП на уровне,
деятельности и психическом развитии детей с ОВЗ; доступном ребенку;
в рамках Оказание помощи в освоении ООП ОО; социальная адаптация
реализации социальная адаптация; обеспечение
программы условий для реализации ООП ОО
Срок 4 года – в соответствии 1 год – в соответствии
реализации с реализацией содержания с рекомендациями ПМПК
ООП, прогнозируемого контингента о создании специальных
обучающихся образовательных условий
Контингент Дети различных категорий: с ОВЗ 1 ребенок из любой
обучающихся, (инвалидностью); дети,имеющие категории, имеющий
для которых парциальные недостатки в развитии статус «ребенок с ОВЗ»
разрабатывается школьно-значимых функций; и/или «ребенок -
слабое здоровье; находящиеся инвалид"
в трудной жизненной ситуации и другие.
Разрабатывается Под руководством администрации Под руководством
и реализуется ОО специалистами службы администрации ОО
психолого-педагогического (координатора по
сопровождения, учителями инклюзии, руководителя
(воспитателями). СППС) специалистами
службы психолого-
педагогического
сопровождения, учителями
(воспитателями) с привлечением
родителей ребенка с ОВЗ в
рамках деятельности ППк
Утверждается Управляющим Советом ОО Директором ОО, подписывается
родителями ребенка с ОВЗ
Механизм Взаимодействие специалистов ОО; Взаимодействие в «мини-
реализации социальное партнерство команде»; взаимодействие
с родителями; «гибкая»
система «ведения» ребенка в
зависимости от актуальных задач
Направления Диагностическое; коррекционно- Диагностическое; коррекционно-
коррекционной развивающее; консультативное; развивающее; профилактическое,
работы информационно- просветительское; другие – в зависимости от
профилактическое; особенностей психофизического
координационное; экспертное развития, индивидуальных
возможностей обучающегося с
ОВЗ (инвалидностью)
Планируемые Освоение ООП всеми Положительная динамика
результаты категориями детей, развития ребенка; освоение
коррекционной требующими организации ООП на доступном уровне;
работы психолого - педагогического положительное эмоциональное
сопровождения состояние ребенка, класса,
группы; удовлетворенность
родителей
На протяжении всего периода пребывания ребенка с ОВЗ (инвалидностью) в ОО, с целью решения задач психолого-педагогической и социальной реабилитации, поставленных в Индивидуальной программе реабилитации, должна действовать система психолого-педагогической поддержки. Такую поддержку осуществляет группа специалистов, включающая педагога-психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога, ассистента (помощника, педагогов, непосредственно осуществляющих обучение и воспитание. В инклюзивных образовательных учреждениях в данную группу входит так же методист-координатор по вопросам инклюзивного образования. Основной формой совместной деятельности междисциплинарной команды по вопросам определения индивидуального образовательного маршрута в рамках ОО является Психолого-медико-педагогический консилиум (психолого-педагогический консилиум, если в него не включены медицинские работники).
Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации. Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. При этом одним из важнейших направлений деятельности администрации ОО становится также создание оптимальных условий для профессиональной деятельности воспитателей, учителей и специалистов, осуществляющих включение «особого» ребенка в среду сверстников, его обучение и психолого-педагогическое сопровождение, то есть разработку и реализацию АОП.
Для достижения этой цели администрация ОО решает следующие задачи:
1. Создание условий для освоения основной образовательной программы всеми обучающимися ОО в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями :
- организация безбарьерной, развивающей предметной среды;
- формирование и поддержка уклада ОО - атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка;
- организация образовательного процесса в соответствии с требованием доступности и качественности образования для всех категорий обучающихся.
2. Создание оптимальных условий для профессиональной деятельности воспитателей, учителей и специалистов, осуществляющих включение «особого» ребенка в среду сверстников и его обучение :
- организация психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, работы психолого-педагогического консилиума ОО;
- привлечение дополнительного ресурсного обеспечения в области организационного, финансового, методического обеспечения деятельности специалистов ОО;
- стимулирование применения адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации обучения;
- повышение качества образовательного процесса за счет проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и разработки индивидуальных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями.
3. Организация самомониторинга образовательной среды с целью оценки эффективности деятельности педагогического коллектива по созданию специальных условий обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов).
Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) с одной стороны - соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны – это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.