Альфия Воробей
Тренинг для родителей дошкольных групп «Особые дети»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 «Крепыш»
ТРЕНИНГ
для родителей групп
«Особые дети»
Педагог-психолог Воробей А. Г.
г. Сургут
Цель:
• создание в группе сплоченности, дружеской атмосферы, доверия, эмоциональной свободы;
• формировать более адекватное представление о воспитании детей с проблемами;
• научиться понимать ребенка как личность и находить способы его развития;
Публикация «Тренинг для родителей дошкольных групп „Особые дети“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
• развивать умение анализировать поведение и поступки детей, личностные особенности и учитывать их при общении;
• показать важность и необходимость комплексного подхода к вос-питанию, обучению и коррекции поведения детей, совместными усилиями помочь ребенку
• осознать свое психологическое состояние;
• научиться овладевать навыками высказывания и принятия обратных связей.
Вступление:
В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов : что делать, если: ребенок де-рется, боится отвечать на занятиях, ему трудно сосредоточиться, он не может усидеть на месте и 10 минут. ?
Количество таких вопросов неуклонно растет. Наверное потому, что в наше трудное время родители не всегда имеют возможность и время заняться ребенком, и проблемы нарастают одна за другой, как снежный ком. А может, причина кроется в том, что на прилавках книжных магазинов появилось много литературы, повествующей о том, как воспитывать детей, и многие папы и мамы, став более «грамотными», потянулись к специ-алистам, чтобы квалифицированно решить проблему.
А может, это просто дети стали такими «трудными»? Вот раньше. и трава была зеленее, и солнце светило ярче, и детки были такими румяненькими, послушниньками, в розовых рюшках и оборочках. А вот нынче.
В общем, причин возрастающего спроса на услуги педагога-психолога может быть много. Но факт остается фактом: и педагоги, и родители все чаще и чаще обращаются к нему за помощью.
И психолог, по возможности, рассказывает им, как лучше взаимодействовать с детьми. Сначала это индивидуальные консультации, затем - семейные консультации. Сначала для родителей, потом для педагогов, более действенным, становится проведение тренингов, на которых лучше усваивается информация и отрабатываются навыки взаимодействия с детьми.
Чаще всего звучат вопросы по работе с агрессивными и гиперактивными детьми, т. к. именно эти категории детей беспокоят и родителей, и педагогов. Именно этим детям уделяется больше внимания. О работе с тревожными детьми, на наш взгляд, следует говорить со взрослыми обязательно, хотя эти дети не доставляют особых хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями. Ну и поскольку в настоящее время существует тенденция к увеличению количества аутичных детей и детей с аутистическими чертами, мы сочли необходимым ознако-мить педагогов с особенностями их развития. Ведь только при своевременной квалифицированной помощи мы можем помочь этим детям адаптироваться в коллективе сверстников, а не стать изгоем в обществе.
Главная задача - показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда мы все - и педагоги, и родители, и медики, и психологи, - совместными усилиями помогаем ребенку, наша помощь будет по-настоящему эффективной.
Ход тренинга:
Ваши ожидания: Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
- Что я хочу получить на этом тренинге?
- Чем может помочь мне группа?
- Что я могу дать группе?
- Что мне нужно, чтобы почувствовать себя комфортно?
Прикрепить бейджики: для наиболее эффективного общения в группе у себя на груди при помощи булавок прикрепите пожалуйста ваши имена
Назовите ваше имя и ваши ожидания от сегодняшнего дня (в теч. 5 минут проходит обсуждение)
Правила группового общения
1. Доверительный стиль общения.
2. Общение по принципу «здесь» и «теперь».
3. Говорим о том, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит в группе.
4. Говорить за себя, от своего имени.
5. «Я думаю», «я чувствую»…
6. Искренность в общении.
7. Если не готов быть искренним – помолчи.
8. Недопустимость непосредственных оценок человека.
9. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.
Приветствие:
Цель проведения ритуала «Приветствие» состоит в том, чтобы настроить группу на рабочий лад, с первых минут занятия сформировать оптими-стическое настроение у всех участников группы.
«Пожелания». Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т. д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
«Танцевальный». Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т. д.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть компли-мент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада Вас видеть», «Какой замечательный сегодня день!» и др.
Упражнение: «Лишний стул»
Участники сидят по кругу на стульях
Инструкция: Сейчас вы будете меняться местами, все, кто обладает общими признаками. Признаки буду называть я, а затем продолжит тот кому не достанется место на стуле.
Правила: Нельзя садиться на соседний стул.
Игра-упражнение «Уронили мишку на пол»
Деление группы на подгруппы
Цель:
Развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации.
Содержание:
До начала упражнения участники вспоминают различные четверостишия детских писателей. Затем тренер раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения (Приложение №1).
По сигналу тренера все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух заученный отрывок. Задача участников - объединиться в подгруппы, после чего тренер дает команду открыть глаза и произнести хором четверостишие
Обсуждение в кругу
Обсуждение данного упражнения целесообразно проводить по кругу. Тренер может предложить участникам в свободной форме ответить на следующие вопросы:
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- -Легко ли было отыскать участников своей команды?
- Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения?
- Какие личностные качества помогали и мешали зам выполнить задание успешно? - Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам своей команды?
Какие у вас были ощущения, чувства;
- Кто проявлял инициативу, а кто ждал, когда к нему подойдут. Что это для вас значит?
Рекомендации тренеру
Для того чтобы игра в ее первом варианте проходила более динамично, участникам умышленно не говорится, в какие подгруппы они должны объединиться. Об этом они догадаются сами, когда закроют глаза и начнут выполнять упражнение. Если кто-то отказывается участвовать в данной игре, ему предлагается роль наблюдателя. В процессе обсуждения наблюдатель высказывается последним.
В этом упражнении глаза намеренно не завязываются повязкой, чтобы члены группы чувствовали себя более безопасно. При желании у каждого есть возможность приоткрыть глаза и проконтролировать ситуацию. Как правило, на вопрос: «Подглядывали ли вы при выполнении задания?» — отвечают утвердительно примерно 10% участников сплоченной группы и до 40% участников малознакомой группы.
Данное упражнение имеет больший эффект, если проводится после того, как члены группы не только познакомятся друг с другом, но и привыкнут к звучанию голоса каждого участника.
Упражнение «Письмо от имени ребенка»
Участники тренинга делятся на четыре команды согласно по вышеуказанным стихам А. Барто.
Каждая подгруппа родителей получает на листках (Приложение №3) критерии выявления данной каждой группе категории и дается время на обсуждение.
Обсуждение в кругу, утверждение зачитанных категорий.
Затем родители пишут письмо-обращение к мамам и папам от имени ребенка (Приложение №4, одной из категорий детей (генеративные, агрессивные, тревожные, аутичные)
По окончании работы в группе зачитываются все четыре письма и проходит их общее обсуждение. (защита проекта письма).
Упражнение «Подарок соседу».
Все участники садятся по кругу.
Инструкция: «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».
Когда все получат подарки, (круг замкнется, тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи приема информации в процессе общения.
При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.
Кроме результатов, работающих на содержательный план, улучшается настроение участников.
Упражнение «Комплимент через посредника».
Сидя в круге один просит другого передать третьему какую-либо приветственную фразу. Второй уч. передает третьему эту фразу, третий просит второго передать первому несколько слов благодарности, а сама тем временем просит четвертого передать пятому свое приветствие, посланную третьим уч., тот посылает обратно благодарность и т. д. Слова-приветствия: одна две фразы- «доброе утро! Вы прекрасно выглядите», обратное послание-«спасибо! Ваши слова очень любезны». В воздухе всегда должно быть два послания.
Обратная связь: (на бланках)
- Что мешает тебе быть включенным в занятие?
- Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться?
- Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. п.)
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Приложение №1
Карточки для упражнения
Вариант 1
УРОНИЛИ МИШКУ НА ПОЛ,
ОТОРВАЛИ МИШКЕЛАПУ.
ВСЕ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ,
ПОТОМУ ЧТО ОН ХОРОШИЙ
ИДЕТ БЫЧОК КАЧАЕТСЯ,
ВЗДЫХАЕТ НА ХОДУ:
«ОЙ, ДОСКА КОНЧАЕТСЯ,
СЕЙЧАС Я УПАДУ".
ЗАЙКУ БРОСИЛА ХОЗЯЙКА.
ПОД ДОЖДЕМ ОСТАЛСЯ ЗАЙКА.
СО СКАМЕЙКИ СЛЕЗТЬ НЕ МОГ
ВЕСЬ ДО НИТОЧКИ ПРОМОК.
х…
НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ,
УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК.
ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ.
НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ.
X
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Карточка «Портрет ребенка»
Характерные особенности ребенка
Ребенок:
Слишком говорлив
Продуктивно работает с пооперационными картами
Отказывается от коллективной игры
Чрезмерно подвижен
Имеет высокие требования к себе
Не понимает чувств и переживаний других людей
Ощущает себя отверженным
Любит ритуалы
Имеет низкую самооценку
Часто ругается со взрослыми
Создает конфликтные ситуации
Отстает в развитии речи
Чрезмерно подозрителен
Вертится на месте
Совершает стереотипные механические движения
Постоянно контролирует свое поведение
Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
Сваливает вину на других
Беспокоен в движениях
Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли
Часто спорит со взрослыми
Суетлив
Кажется отрешенным, безразличным к окружающему
Любит заниматься головоломками, мозаиками
Часто теряет контроль над собой
Отказывается выполнять просьбы
Импульсивен
Плохо ориентируется в пространстве
Часто дерется
Имеет отсутствующий взгляд
Часто предчувствует «плохое»
Самокритичен
Не может адекватно оценить свое поведение
Имеет мускульное напряжение
Увлекается коллекционированием
Имеет плохую координацию движений
Опасается вступать в новую деятельность
Часто специально раздражает взрослых
Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
Робко здоровается
Годами играет в одну и ту же игру
Мало и беспокойно спит
Говорит о себе во 2-м и 3-м лице
Толкает, ломает, рушит все кругом
Чувствует себя беспомощным.
Приложение №3
Анкета «Признаки агрессивности»
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет».
Исследуемый ребенок Да Нет
1. Злой дух временами вселяется в него
2, Он не может промолчать, когда чем-то недоволен
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки
6. Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие
теряют терпение
7. Он не прочь подразнить животных
8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним
9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих
10. В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот
11. Часто не по возрасту ворчлив
12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного
13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других
14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых
15. Легко ссорится, вступает в драку
16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми
17. У него нередки периоды мрачной раздражительности
18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится
19. Уверен, что любое задание выполнит лучше других
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя — 7—14 баллов.
Низкая — 1—6 баллов.
Способы выражения (выплескивания) гнева
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои
отрицательные эмоции.
5. Подраться с братом или сестрой.
6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
7. Пускать мыльные пузыри.
8. Устроить «бой» с боксерской грушей.
9. Пробежать по коридору школы, детского сада.
10. Полить цветы.
11. Быстрыми движениями руки стереть с доски
12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
13. Погоняться за кошкой (собакой).
14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
15. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).
16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
17. Постирать белье.
18. Отжаться от пола максимальное количество раз.
19. Сломать несколько игрушек.
20. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
21. Стучать карандашом по парте.
22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
23. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
Критерии выявления тревожного ребенка
Ребенок Да Нет
1. Не может долго работать не уставая
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
5. Смущается чаще других
6. Часто говорит о возможных неприятностях
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
8, Жалуется, что снятся страшные сны
9. Руки обычно холодные и влажные
10. Нередко бывает расстройство стула
11. Сильно потеет, когда волнуется
12. Не обладает хорошим аппетитом
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом
14. Пуглив, многое вызывает у него страх
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
16. Часто не может сдержать слезы
17. Плохо переносит ожидание
18. Не любит браться за новое дело
19. Не уверен в себе, в своих силах
20. Боится сталкиваться с трудностями
Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Открытое письмо родителям от гиперактивного ребенка
Мамулечка и папулечка!
Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:
не загружайте ….
1. Не вздумайте давать нам ….
2. Говорите конкретно….
3. Не требуйте от нас, чтобы….
4. А вообще – запомните…
6. и т. д…
Открытое письмо агрессивных детей родителям
Мамулечка и папулечка!
Мы хотим!
1. Чтобы нам ….
2. Знать, …
3. Делать то, ….
4. Знать, почему вы считаете …
5. Чтобы вы нас научили ….
6. Почему нельзя ….
7. Но больше всего мы хотим, чтобы вы …
Открытое письмо аутичных детей всем взрослым
Мамулечка и папулечка!
1. Я такой, какой я есть….
2. Я воспринимаю мир не так как вы….
3. Мне хорошо одному….
4. Не заставляйте ….
5. Давайте вместе…. с Васей соберем дома коллекцию чего-нибудь интересного: открыток, бумажек, полочек ….
6. Я делаю то, в чем вижу логический смысл и очень прошу вас:
7. Объясните мне смысл того, что ….
Письмо тревожного ребенка
Дорогие мамочки и папочки!
1. Я не люблю состязаний и скорость и поэтому….
2. Не сравнивайте меня….
3. Вы должны знать
4. Чаще используйте…., хвалите, обращайтесь к ребенку по имени.
5. Демонстрируете образцы уверенного поведения,
6. Будьте во всем мне примером
7. Не предъявляйте….
8. Будьте последовательны в…
9. Старайтесь делать
10. Используйте …
11. Не унижайте ….
РЕКОМЕНДАЦИИ
Шпаргалка для взрослых или правила работы
с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. 7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Шпаргалка для взрослых или правила работы
с аутичными детьми
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.)
10. Избегать переутомления ребенка.
Шпаргалка для взрослых или правила работы
с гиперактивными детьми
1. Отвлечь ребенка от его капризов.
2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
3. Задать неожиданный вопрос.
4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)
13. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о дли-тельности прогулки и т. д.
14. 14 Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а за-веденный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способ-ствовать снижению агрессии ребенка.
15. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и на-казаний за желательное и нежелательное поведение.
16. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
17. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
18. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
Шпаргалка для взрослых или правила работы
с агрессивными детьми
Способы выражения (выплескивания) гнева
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Подраться с братом или сестрой.
6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
7. Пускать мыльные пузыри.
8. Устроить «бой» с боксерской грушей.
9. Пробежать по коридору, детского сада.
10. Полить цветы.
11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
13. Погоняться за кошкой (собакой).
14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
15. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).
16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
17. Постирать белье.
18. Отжаться от пола максимальное количество раз.
19. Сломать несколько игрушек.
20. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
21. Стучать карандашом по парте.
22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
23. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
Шпаргалка для взрослых,
имеющим замкнутых детей.
• Не принуждайте детей к общению;
• Старайтесь не делать за ребенка то, что он может делать сам, и не пытайтесь общаться «за ребенка».
• Введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ребенка. Не раздражайтесь на то, что ваш ребенок отказывается от общения;
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой (например, «сегодня у тебя получилось это гораздо лучше, чем вчера»);
• Старайтесь быть примером эффективно общающегося человека;
• Привлекайте ребенка к вынужденному общению: попросите сделать какую-либо покупку, узнать который час и т. д. ;
• Если ребенок захотел пообщаться с вами, отложите все свои дела и поддержите желание;
• В работе с замкнутыми детьми очень эффективны такие формы работы, как детский театр, лепка, рисование и др., этюды на выражение различных эмоциональных состояний, а иногда полезно просто подурачиться.
Рекомендуемые приемы работы с аутичными детьми или с аутистическим компонентом
в раннем возрасте
1. Использование мягких физических манипулировании или воздействий
2. для привлечения внимания ребенка, например, психолог может повернуть
3. голову ребенка в нужном направлении.
4. Постоянное привлечение ребенка к социальным стимулам: «Смотри, рядом
5. с тобой стоит Саша», «Привет». При этом необходимо посмотреть ребенку в
6. глаза, указать на людей, находящихся рядом, назвать их по имени.
7. Использование знакового языка вместе с обычным: пиктограммы, упрощенный язык глухих, жесты.
8. Заучивание стихов и песен с сопровождающимися движениями руками,
9. при этом взрослый помогает ребенку в осуществлении данных движений
10. (действует руками ребенка).
11. Разделение общих целей развития, поставленных взрослым, на более
12. мелкие шаги (поэтапное достижение цели). Выработка стереоти-пов: для того,
13. чтобы научить ребенка есть ложкой, сначала учим его держать ложку и
14. отрабатываем этот навык до автоматизма, затем учим ложкой зачерпывать
15. суп и т. д.
16. Сопровождение самоуспокаивающих движений ребенка (покачи-вания,
17. прыжки и т. д.) ясной и твердой инструкцией «Стоп» и каким-либо
18. постоянным жестом. Можно подкрепить инструкцию мягким фи-зическим
19. манипулированием (остановить ребенка).