Оксана Малинина
Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические аспекты изучения зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Значимым психическим процессом, важным компонентом любой
деятельности человека является процесс восприятия.
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий,
возникающее при непосредственном воздействии физических раздражите-лей на рецепторные поверхности. В совокупности с процессом ощущения оно обеспечивает непосредственно–чувственную ориентировку в окружа-ющем пространстве. [2]
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В своих работах А. Н. Леонтьев понимал под восприятием целостное отражение предметов, ситуаций и событий в их чувственно–доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формиро-вания посредством активных действий, субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Автор ука-зывает, что образ восприятия как результат соединения ощущений раз-личных модальностей возник в филогенезе в процессе перехода живых существ от предметно неоформленной среды к предметно оформленной. Само же восприятие – это познание качеств целого предмета, а не отдель-ных его частей, это живой, творческий процесс познания окружающего. К свойствам восприятия он относит : константность, предметность, целост-ность, избирательность, осмысленность, апперцепция. [3]
Константность предполагает постоянство воспринимаемых объектов по таким признакам, как форма, величина и цвет. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как нечто постоянное. [4]
Гештальт-психологи изучали данное свойство путем сравнения ре-зультатов восприятия объекта в различных положениях относительно наблюдателя (например, человек воспринимает оконный проём как пря-моугольник, независимо от того, под каким углом смотреть). [5]
Предметность – приобретенное свойство восприятия, формирующее-ся в процессе активного и продолжительного взаимодействия человека с окружающим. Предметность восприятия предусматривает возможность вычленения отдельных предметов и внешних фрагментов реальности.
И. М. Сеченов подразумевал, что предметность формируется на ос-нове двигательных процессов, которые обеспечивают взаимодействие с са-мим предметом. В отсутствии движения восприятие не обладало бы свой-ством предметности. [6]
Следующее свойство – целостность. Оно характеризуется тем, что предметы и явления воспринимаются как нечто целое, единое. Восприятие
остаётся целостным даже при отсутствии какой-либо детали предмета. И. М. Сеченов писал, что это свойство восприятия – не что иное, как итог рефлекторной деятельности анализаторов. [6]
Восприятие так же обладает таким качеством, как избирательность.
Избирательность осуществляется через внимание и подразумевает
выделение из общего пространства каких-либо объектов или их признаков.
Восприятие всегда осмысленно. Все воспринимаемые предметы имеют определенное значение, связанное с его применением. [4]
Далее рассмотрим апперцептивность – восприятие окружающего пространства, опираясь на предшествующий опыт. Чем богаче опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия. [4] Понятие апперцепции в педаго-гику ввел И. Ф. Гербарт, описывая её как осознание воспринимаемого но-вого предмета или явления под влиянием накопленных ранее представле-ний – предшествующих знаний и опыта, которые он назвал апперцептив-ной массой. [14] Данное свойство связано, непосредственно, с анализатор-ной системой, через которую, собственно, окружающий мир воздействует на нервную систему человека в целом.
А. В. Запорожец в своих трудах писал, что восприятие – это процесс,
связанный по своему происхождению с внешними практическими действи-ями. [8] То есть человек в процессе восприятия какого-либо предмета или явления не ограничивается лишь движением глаз или ощупыванием этого предмета, он совершает полноценные ориентировочно – исследователь-ские действия с целью выявления наиболее существенных характеристик воспринимаемого.
Восприятие обычно классифицируют по ведущей анализаторной си-стеме, осуществляющей данный процесс. На этой основе различают: зри-тельное, слуховое, тактильное, обонятельное, вкусовое и кинестетическое восприятие.
В современной психологической науке зрительное восприятие трак-туется как совокупность построения зрительного образа окружающего мира. [9]
Зрительное восприятие (зрение человека) – процесс психофизиологической обработки изображения объектов окру-жающего мира, осуществляемый зрительной системой. [10]
Таким образом, восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанных с пониманием целостности отражаемого; это достаточно сложный, но вместе с тем – единый процесс, который направлен на познание окружающей действительности, воздействующей и на человека. От уровня его развития во многом зависит развитие всех психических процессов и психики в целом, так как восприятие является основным психическим процессом. Выделяют следующие свойства восприятия : константность, предметность, целостность, избирательность, осмысленность, апперцепция.
Основным видом восприятия является зрительное восприятие.
Дошкольное детство является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка – совершенствования его ориентировки в окружающем пространстве. Зрительное восприятие особенно важно, ведь это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. В процессе зрительного восприятия и предметных действий ребенок оценивает цвет, форму, величину, телес-ность и другие характеристики предметов. Сформированности следующих перцептивных действий определяют восприятие как целенаправленный процесс: - поиск предмета; - выделение характерных свойств и качеств предмета; - отнесение предмета к определенной категории вещей или явле-ний окружающей действительности. Становление таких психических функ-ций, как внимание, речь, интеллект во многом зависит от развития зри-тельного восприятия. У детей пяти-семи лет уже достаточно сформирова-ны все виды анализаторных систем, на основе которых продолжают раз-виваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. В возрасте пяти–шести лет ре-бенок рассматривает предмет, вертит его, ощупывает, выделяет наиболее значимые свойства, т. е. появляется стремление к планомерному обследо-ванию и описанию предмета. Н. В. Белкина отмечает, что в период до-школьного детства происходит формирование трех основных видов пер-цептивных действий: идентификация, отнесение к эталону и моделирующие действия. [11] В условиях нормального развития ребенка восприятие в дошкольном возрасте становится более осмысленными, целенаправлен-ным, произвольным и включает в себя:
1) развитие органов чувств;
2) овладение системой сенсорных эталонов;
3) овладение перцептивными действиями.
Зрительное восприятие является одним из основных средств позна-ния окружающей действительности. Процесс рассматривания предметов, наблюдение за предметами появляется примерно в середине дошкольного возраста. В начале же дошкольного возраста зрительное восприятие осно-вывается на указательных жестах ребенка, т. е. ребенок поочередно пока-зывает на все предметы и таким образом находит нужный. Далее жесты заменяются словом, которым ребенок описывает и закрепляет результаты поиска предметов. Н. Н. Поддьяков выделяет следующую последователь-ность обследования предмета ребё нком:
- восприятие целого предмета;
- выделение основных деталей предмета и их свойств;
- определение пространственных отношений частей предмета относи-тельно друг друга (справа, выше и т. д.);
- выделение более мелких частей предмета, определение простран-ственных отношений этих частей относительно их основных деталей;
- восприятие целого предмета заново.
В возрасте пяти–шести лет процесс восприятия может дать ребенку достаточно полное представление о предметах окружающей действитель-ности, становится более организованным и эффективным. Заметно умень-шается количество ошибок и повышается точность в различении цветов. [12] В пять-семь лет он уже знает не только основные цвета, но и их оттен-ки. Зрительное восприятие ребёнка пяти лет всё ещё носит непроизвольный характер, другими словами, является непреднамеренным. К семи годам дети уже могут ставить перед собой цель изучить свойства того или иного предмета, а также сравнить предметы между собой. К пяти-шести годам происходят существенные изменения в процессе восприятия пространства. В данном возрасте ребёнок всё чаще проявляет потребность произвести анализ во всех встречающихся формах. Он уже предпринимает попытки установить, на что похож предмет, т. е. происходит ассоциативная деятельность.
Так же в этом возрасте дети уже довольно хорошо осуществляют решение задач на сравнение длины линий, сложнее дается решение слож-ных задач на основе использования глазомера. Глазомер формируется и совершенствуется в процессе конструктивной деятельности, например, ре-бёнок подбирает недостающие детали для постройки какой-либо кон-струкции или делит ком пластилина при лепке так, чтобы хватило на все части поделки. Так же глазомер совершенствуется в аппликации, в рисова-нии, в различных играх.
После шести лет система внутри корковых связей становится более пластичной и происходит более полное и специализированное вовлечение задних и передних отделов ассоциативных областей мозга в перцептивную деятельность, другими словами, формируются более сложные перцептив-ные действия, механизм соотнесения образа с эталоном, а также происхо-дит создание предпосылок для построения адекватных образов различных объектов. Период от старшего дошкольного возраста до девятидесяти лет можно рассматривать как сензитивный для развития целостного восприя-тия сложных объектов и изображений.
Таким образом, зрительное восприятие старших дошкольников ха-рактеризуется рядом особенностей : объединяет определенные свойства и качества предмета в целостный его образ; становление таких 22 психиче-ских функций, как внимание, речь, интеллект во многом зависит от разви-тия зрительного восприятия; на основе зрительного восприятия происхо-дит формирование представлений об окружающем мире и образах пред-метов, целостной картины мира, которая соответствует уровню развития ребенка