Людмила Камбулова
Особенности экологического воспитания детей с церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: данная статья посвящена системе работы по формированию начал экологической культуры, раскрываются особенности работы с детьми с детский церебральным параличом, методы и приемы ознакомления детей с ОВЗ с живой и неживой природой.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, технологии, детский церебральный паралич, наблюдения, уголок природы, фольклор.
Публикация «Особенности экологического воспитания детей с церебральным параличом» размещена в разделах
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирование правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживание всему живому, действенная готовность его созидать, восприятия красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребёнка.
Начинать экологическое воспитание можно с самого маленького возраста. Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместные с взрослым практическую деятельность. Дети этого возраста эмоционально реагируют на добрый неторопливый тон воспитателя, охотно повторяет за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом. В этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут продолжительно сосредотачиваться на чем-то одном – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ним:
мягкое доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванным отрывом от семьи;
медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
осознанное создание воспитателем в своем поведении (действия и словах) образца для подражания детей;
частая похвала малышей (доброжелательная оценка и поглаживание по голове).
В своей работе по формированию начал экологической культуры младших дошкольников с церебральным параличом (далее – ЦП) мы использовали технологии, предлагаемые старшим научным сотрудником Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО, кандидата технических наук С. Николаевой. Эта методика распределена по месяцам и неделям и ориентировалась на состав детей степень их развитости, адаптации в новой группе, семейный и другой опыт.
Мы приспособили его к условиям своей группы, природного окружения и особенностям состава детей, страдающим ЦП. ЦП – тяжелейшее страдание, при котором двигательный дефект, как правило, сочетается с незрелостью психического развития и поражением речедвигательного анализатора. Многие дети с ЦП испытывают значительные затруднения в обучении. Уже в раннем детстве большинство детей с ЦП отличаются выраженной задержкой психического развития. У них позже появляется реакция на окружающее, заметно отставание в развитии целенаправленных движений. Они позже, чем другие дети, начинают ходить и садиться. Как правило, наблюдается выраженное отставание в речи игровой деятельности.
Приступая к этой работе, мы изучили методическую литературу, высказывания ученых, педагогов, специалистов, специальную литературу по экологическому воспитанию, загадки, пословицы, стихи, народные приметы, составили перспективный план работы, что позволило успешно продвигаться к достижению цели.
В начале нашей работы мы наблюдали за детьми, проводили диагностические наблюдения. Какие у детей интересы. Какие знания, умения, навыки, мотивы, ценности. В группе есть дети, которые любят окружающую нас природу, любят поливать цветы, кормить рыб. наблюдают за бабочками В ходе наблюдения, бесед мы выявили индивидуальные особенности наших детей с церебральным параличом. Постепенно обрисовывалась довольно ясная картина взаимоотношения детей с окружающей природой. У детей еще не было знаний о растениях, об изменениях растительного мира в связи со сменой времен года, о среде обитания животных, о деревьях и других особенностях формы, цвета, вкуса овощей, фруктов.
Была поставлена задача – вводить детей в окружающий мир осторожно, продолжать прививать любовь к природе, чтобы дети, которые ограничены в движениях, постоянно открывали в ней что-то новое, чтобы познание мира облагораживало сердце и закаляло волю больных с церебральным параличом детей. С этой целью начали работу. Проводили разные наблюдения, знакомили с обитателями уголка и растительным миром, участвовали в подкормке птиц.
На прогулках продолжали учить детей различать траву и деревья. Знакомили с деревьями, березой. Предлагали всем собираться под березкой, спрятаться под ее ветками. Гладили ствол дерева и говорили: «Какая красивая береза растет у нас в детском саду - белоствольная, стройная, кудрявая! Погладьте ствол. Посмотрите, где вешки у березы, поднимите руки к ним. Покачайте руками, как береза веточками. Их много-много, них листья растут. Листья желтые, красивые». В последующие дни, привлекая внимание детей, отмечали, что листьев много, но они уже опадают, часть еще на дереве, другие – на земле, их можно собрать, положить в корзину, потом разложить на столе. Проводили игру «Раз-два-три-под березку беги; раз-два-три- на травку беги».
В ходе наблюдений обращали внимание на уголок природы, на аквариум, вызвали интерес к нему и положительные эмоции к его обитателям. Сообщили название рыбки. Дети узнали, что рыбка в аквариуме живая, она плавает, и хочет есть, ее надо кормить. У нее есть своя еда – рыбья. Дали представление о том, что живая рыба передвигается, плавает без чьей-либо помощи. У нее плавные, волнистые движения. Сравнивали живую рыбку с игрушечной и отмечали, что игрушечная рыбка стоит, не двигается. Дали представление о строении рыбы – вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко, на голове есть рот и глаза. Затем познакомились с функциями глаз и рта живой рыбки, отметили, что рыбки похожи на людей. Рыбка живая плавает в воде, смотрит глазами, хочет есть, заметив корм, плывет к нему, открывает рот и ест. В завершение цикла наблюдений (дети узнают, обращали внимание на условия жизни рыбки в аквариуме – вода комнатной температуры, песок и камешки на дне, в нем растет трава, в аквариуме просторно и светло, в таких условиях рыбки хорошо себя чувствуют, не болеют. Дети усваивают, что о живой рыбке надо заботиться – протирать стекла аквариума, доливать свежую воду комнатной температуры, каждый день кормить ее.
Во время прогулки, когда позволяла погода, продолжали знакомить детей с деревьями – рябиной, кленом. Дети гладили ствол, прятались под кроной, собирали и осматривали листья. И играли: бегали то под клен, то под березку.
Проводили ежедневные наблюдения за погодными явлениями. Дети рассматривали небо, искали солнышко, облака, тучи. С помощью игрушки (вертушки, флажка) демонстрировали ветер, обращали внимание на деревья – ветер сильно раскачивает ветки. Дети наблюдали за дождем, слушали как он стучит по асфальту, по подоконнику.
Провели занятия: «Знакомство со свеклой и картофелем», «Знакомство с помидором, огурцом, капустой». На этих занятиях дети учились различать овощи – свеклу и картофель, правильно называть особенности формы, вкуса. Дети усвоили, что цвета, огурец продолговатый, зеленый, твердый; помидор круглый, красный, мягкий; оба овоща гладкие, прохладные на ощупь; капуста большая, круглая, с листьями, негладкая. Капуста и огурец хрустят на губах. В ходе этих занятий дети постоянно учились слышать воспитателя, отвечали на вопросы, у них развивались сенсорные ощущения. Провели игры: «Отгадай на вкус».
И так мы поняли (за первый год обучения) то, что чем раньше начинаешь экологическое образование, ощутимее его результат. Дети начали:
замечать и видеть окружающую нас природу,
проявлять интерес к предметам и объектам природы,
проявлять заботу, понимать необходимость бережного и заботливого отношения к природе,
стали осваивать нормы поведения в природном окружении,
оценивать действия других людей по отношению к природе.
У детей обогатился словарь, стали больше разговаривать, общаться друг с другом.
В зимнее время года организовывали мероприятия, соответствующие этому периоду и посильные для малышей (участвовали в подкормке птиц, наблюдали за ними). Провели цикл наблюдений за елью. Дети научились узнавать ель, ее характерные особенности, строение.
Каждое утро организовывали совместную деятельность в уголке природы: осматривали и поливали растения. Дети выполняли несложные поручения с удовольствием (держали лейки, относили в умывальник, наливали воду). Демонстрировала доброе отношение к растениям, заботу о них.
Продолжали ежедневные наблюдения, усложняя их: наблюдали не только за небом (облака, тучи, солнце, снегопад, но и за ветром на примере знакомой березы. В январе начали цикл наблюдений за зимующими птицами, в которых дети узнали, какие птицы прилетают на кормушку, как они себя ведут, стали различать птиц: ворон, воробьев, голубей, их следы на снегу. Начали систематически наблюдения за снегом, его свойствами. В ходе выполнения этой работы на каждом этапе дети проявляли любознательность, пытливость, интерес, поощряли каждый добрый поступок.
Мы считаем, что в ходе проделанной работы наши дети получили первые азы общения с представителями животного и растительного мира, у них возникла потребность в сопереживании им, проявлении доброты, чуткости и милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему.
Учитывая психологические особенности детей с ЦП, необходимо отметить, что их особенность не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить несколько направлений деятельности, поэтому даже маленький проект (открытие) дошкольника, над которым он работает, является большим достижением для него.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рыжова Н. А. «Невидимые ниточки природы». Москва: Международный университет,1995.
2. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры начинается с детства». Москва: Новая школа, 1995.
3. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы» Спб: 1996. 104 с.
4. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» : пoсобие для специалистов по дошкольному воспитанию. Москва: Новая школа,1996.