Светлана Голубкина
Семинар: «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ:
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с нарушением зрения (незрячие, слабовидящие);
Публикация «Семинар: „Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дети с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие);
Дети с нарушением речи;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением интеллектуального развития;
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы
Дети с расстройством аутистического спектра.
Включение ребенка с РДА в совместное обучениесо сверстниками
Следуетустановитьэмоциональныйконтактсребенком. Напервыхвстречахненужнозаглядыватьребенкувглаза,тактильнонанеговоздействовать. Понаблюдатьзаребенком,посмотреть,чтоегопривлекает. Педагогам,работающимсдетьмисРДАнеобходимоиметьопределенную психологическую подготовку. Они должнызнать,чтокребенкуследуетобращатьсяпоимени,даватьемуконкретныеличныеинструкции. ИнструкциюребенкусРДАлучшедаватьнетолькоустно,ноипредставлятьввидетаблички (например:«Нарисуй»,«Напиши»,Зрительноонлегчевосприметинформацию. Следуетпостепеннововлекатьребенкавсовместныепраздники,музыкальныемероприятия (удетейсРДАхорошаяпамять,ноонибыстропресыщаютсяновымиустаютотлюдей,поэтомулучшееслиребеноксаутизмомвыступитвначалепраздника).Ребенкудолжныбытьрадыиприниматьеготаким,какойонесть.
Наиболее существенными направлениями в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья будут следующие:
1. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
• оздоровительно-профилактической гимнастики;
• физкультминуток; спортивных игр;
• подвижных игр (в том числе народных);
• игровых заданий и упражнений;
• досугов.
2. Игротерапия:
• сюжетно-ролевые игры;
• игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
• коммуникативные игры;
• дидактические игры.
3. Арттерапия:
• рисование; танец;
• музыкально-ритмические движения.
4. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
5. Психогимнастика:
6. Посещение комнаты психологической разгрузки.
7. Задания, направленные на:
• организацию совместной деятельности;
• составление рассказов;
8. Использование наглядных пособий:
• фотографий; рисунков; схем; символов; графических изображений.
Введение щадящего режима, четкого последовательного чередования умственного труда и отдыха, смены видов занятий, использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность детей.
Рекомендации по организации общения с детьми с задержкойпсихического развития и интеллектуальной недостаточностью
Детисзадержкойпсихическогоразвитиявоспринимаютновуюинформациюдольше,чемдругие. поэтомунужносоздаватьопределенныепедагогическиеусловия:
—сложнуюинструкциюнужноразбитьначасти;
—излагаяновыйматериал,следуетрассказыватьвсе «пошагам».еслинужно, используйтеиллюстрации. Будьтеготовыповторитьнесколькораз;
—приразвитиипроизвольноговниманиянеобходимоширокоиспользоватьприемы
егоактивизации (сюрпризныемоменты,разныеигровыеприемы);
—припредъявленииновогозаданияпопроситеребенкаповторитьинструкцию. Следуетпохвалитьего,еслионответилправильно;
—нужнопомнитьозамедленностивосприятияребенка,датьемувремядля
обдумывания,рассматриваниякартинки. Однакоследуетактивизироватьребенка (например,вместерассматриватьизображение);
—важноучитьребенкаориентироватьсявпространстве,вкниге (давайвместесмотретьсверхувниз,слеванаправочитать);
—вниманиеребенкасЗПРнарушено,поэтомунужноучитьребенкараспределять внимание(«Слушай,атеперьпиши. прочитай,атеперьответь»);
—нужнововлекатьребенкасЗПРвпостепенноеобщениесосверстниками, коллективныемероприятия.
Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития.
1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях.
2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.
4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.
5. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
6. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного.).
7. Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом дошкольника.
8. Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп.
9. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
10. В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
11. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
12. Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.