Вероника Морозова
ФГОС дошкольного образования о взаимодействии детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ФГОС дошкольного образования о взаимодействии детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания.»
Введение
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.
Публикация «ФГОС дошкольного образования о взаимодействии детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д.
В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.
Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах.
Причем основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной, целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.
Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
I Трудовое воспитание в ДОУ и в семье
Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины - педагог и родители хотят видеть ребё нка:
трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей,
проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:
Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.
На основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Этот принцип следует понимать как единство требований, приёмов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.
Воспитание самостоятельности дошкольников.
С первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания.
В детском саду дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и др. Но успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии единства в работе с семьёй.
Педагог разъясняет родителям, как важно поддерживать у малышей стремление к самостоятельности, опираясь при этом на детское “я сам!”, не дать угаснуть этому проявлению растущей потребности проявить независимость от взрослого. Родителям следует объяснить, что воспитание происходит в деятельности, в постоянных упражнениях в доступных ребёнку действиях.
Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, и именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности.
Чем старше становится ребёнок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания самостоятельности.
Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки – приложить усилия, заставить себя исправить её.
Принцип взаимодополнения.
Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива. Но содержание труда различно, и это сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника.
В детском саду ребёнок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно ребёнку.
Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться дошкольниками : поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т. д. Казалось бы все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому.
Формирующие представления об обязанностях переносятся ребёнком на детский сад. Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и тем самым достигается единство семьи и детского сада в воспитании у дошкольников ответственности.
Принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье.
Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это домой. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции.
Полезно организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в детском саду. Такой работой, объединяющей детей и взрослых, может стать весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке и т. д.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду.
II Методологические основы трудового воспитания
2.1 Содержание воспитательного труда детей дошкольного возраста
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.
Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, - именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям.
Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка.
Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.
Необходимо помнить о том, что для двух - трехлетнего ребенка застегнуть пуговицу – это уже работа, причем достаточно сложная и кропотливая.
Дома играя, ребенок помогает маме наводить порядок, убирает свои игрушки, одежду, помогает при приготовлении пищи, помогает ухаживать за домашними животными.
В условиях детского сада намного больше возможностей организовать трудовую деятельность дошкольника. При этом необходимо отметить, что в детском саду дошкольники трудятся коллективно, что повышает их интерес к труду и одновременно учит сотрудничеству, помощи друг другу.
Во время прогулок ребята под руководством воспитателя собирают природный материал, из которого после, на уроках трудового воспитания, мастерят игрушки и поделки, что учит ребят усидчивости, трудолюбию, развивает мелкую моторику рук.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Как и взрослым, коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность коллективного труда, осознавали его преимущества.
В детском саду в старших группах организуются дежурства ребят, которые помогают воспитателям поддерживать порядок в группе, собирают использованную посуду после обеда и т. д.
Также возможно применение воспитателями других форм и видов трудовой деятельности в детском саду.
Родителям дошкольников необходимо интересоваться, какую работу выполняют их дети в дошкольном учреждении, продолжая трудовое воспитание и дома.
Чем старше становятся дети, тем больше обязанностей на них должно возлагаться, тем более сложные задания они должны выполнять и тем менее труд должен связываться с игрой.
2.2 Организация трудовой деятельности детей в условиях семьи
Дети, не привыкшие к труду, часто не знают, чем заняться на досуге. У них все не клеится. Незаметно появляется вредная привычка бесцельно проводить время, им больше нравится смотреть на игры и на то, как работают другие, чем самим выполнять какое-либо дело.
Отсюда склонность к праздности и леность. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Иначе ребенок вырастет малоприспособленным к трудовой самостоятельной жизни.
Необходимо быть ближе к играм ребят. Не стесняя их самостоятельности, руководить ими. Добрым советом и практическим примером можно побуждать их к более совершенным действиям, помогать овладению основами разнообразных трудовых движений. Маленькие дети, играя, незаметно переходят к делам по самообслуживанию и выполнению поручений взрослых, к занятиям на общую пользу. Становясь постарше, они все более начинают отличать игру от труда.
В дошкольном возрасте труд тесно связан с игрой, с бытовой деятельностью. Он выражается в основном в элементарном самообслуживании (самостоятельное одевание, умывание, уборка игрушек и др., в выполнении отдельных поручений, гигиенических требований.
Маленьких детей не столько интересует результат, сколько сам процесс труда, они еще плохо различают игру и труд. При правильном воспитании труд у них будет выделяться как самостоятельная деятельность, постепенно они начнут понимать его смысл.
Такой труд содействует развитию целенаправленности, ответственности, стремления добиваться результата.
Первые навыки труда дети получают, например, помогая дома накрывать на стол. Полезно привлекать их к уходу за комнатными растениями, мелкими животными, летом к работе на огороде и т. д.
С возрастом необходимо постепенно усложнять поручения ребенку. Нужно давать ему больше самостоятельности в выполнении различных заданий, воспитывать у него любовь к умственному и физическому труду.
В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие физического труда, посильного детям. Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, за цветами, за огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня, занимая примерно от 30 до 45 минут в день.
Необходимо, чтобы ребенок понимал, какое значение для семьи имеет порученное ему дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получая соответствующие указания со стороны домашних. Особенно это относится к работам, связанным со значительными усилиями или приемами, где нужна специальная ручная сноровка. Нужно учить ребят не производить лишних, ненужных движений, экономно расходовать силы, соблюдать известный ритм в работе, проверять, как они выполняют ее.
2.3 Факторы, обеспечивающие оптимальное влияние
на трудовое воспитание детей в семье.
Основными факторами, эффективно влияющими на трудовое воспитание дошкольников, являются следующие:
нравственно-положительные личные и общественные интересы,
убеждения и потребности родителей
добросовестное отношение родителей к производственному и домашнему труду, трудолюбие преемственность между поколениями (молодые родители и их отцы, матери)
Осуществление целенаправленного воспитания :
понимание родителями целей и задач трудового воспитания, его значения в нравственно-волевом и разностороннем развитии ребенка;
стремление реализовывать их на практике (организация наблюдения детей за трудом взрослых и посильной трудовой деятельности детей как индивидуальной, так и совместной со взрослыми членами семьи, установление взаимосвязи с детским садом, активность обоих родителей в решении педагогических задач).
Эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей и детей в повседневной жизни и труде, взаимопомощь и взаимоуважение, справедливое распределение домашних обязанностей, демократичность в отношениях между взрослыми и детьми.
III Необходимость трудового воспитания дошкольников в семье.
Будущее ребенка, его эмоционально-нравственное становление во многом определяется содержанием трудового воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. Для семейного воспитания прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он основан на взаимном уважении и взаимопонимании, уважении к личности ребенка.
Важнейшим в процессе формирования личности является воспитание трудолюбия.
В осуществлении трудового воспитания дошкольников выделяют наиболее типичные ошибки:
1. Недооценка возможностей дошкольника в выполнении и несении определенных трудовых поручений и обязанностей, лишение ребят самостоятельности.
2. Эпизодичность, кратковременный характер труда детей, отсутствие должной системы в организации детского труда.
3. Чрезмерное увлечение словесными методами воздействия на личность ребенка: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, назидания.
4. Отсутствие или недостаток у родителей соответствующих психолого-педагогических знаний.
Часто можно наблюдать как, например, воспитатель старшей группы в совместной трудовой деятельности с детьми берет на себя самую важную часть работы: поливает растения, убирает на место игрушки, личные вещи детей и пр.
Ребята же при этом выполняют лишь отдельные мелкие поручения, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу. Иногда воспитатели дают поручения тем детям, которые владеют некоторыми навыками и с охотой берутся за работу.
Ребятам же, которые не умеют работать и категорически, под разными предлогами, отказываются от труда («Не умею», «Мама не позволяет», «Не хочу», стараются давать поручения реже.
Самостоятельность - великое «завоевание» ребенка. У него рано просыпается желание все делать самому. Ребенок маленький, но за три года своей жизни у него уже накопился определенный опыт. Он постоянно видит, как взрослые что-то делают, как проворны руки мамы, как становится чисто и красиво после того, как эти руки прикоснулись к чему-то.
Научить малыша обслуживать себя - значит приохотить его к трудовым усилиям. И главное - ребенок почувствует свою причастность к общим семейным делам и заботам.
Каждому педагогу необходимо помнить, что никакие беседы с детьми о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не участвует в работе и не испытывает радости и удовлетворения от нее.
Таким образом, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно является важным фактором в целом и в формировании его трудолюбия, в частности.
Не менее важно в выработке трудовых навыков повседневное, регулярное участие детей в труде. Работа, выполняемая от случая к случаю, не может сформировать привычку трудиться. Дети, не приученные к систематическому труду, неаккуратны, не хотят участвовать в работе.
Воспитатели и родители должны стараться побуждать ребенка к самообслуживанию и делать это не от случая к случаю, а постоянно, постепенно, усложняя требования.
Очень важно, чтобы те несложные трудовые поручения, которые ребенок выполняет в детском саду, стали бы и дома повседневной обязанностью. Интерес к трудовой деятельности взрослых и желание в нем участвовать появляется у ребенка очень рано, в два-три года. И если взрослые учитывают возросшие возможности малыша, то возникает гармония взаимоотношений.
Какие же трудовые обязанности могут нести по дому дети-дошкольники?
В раннем возрасте эта помощь лишь символическая, но и здесь главное - рабочее усилие, положительная эмоциональная окрашенность действий, формирующиеся трудовые навыки.
Ребенка можно приучать убирать на место игрушки после игры, перед обедом поставить на стол тарелку, положить ложки.
Трех- четырехлетний малыш может помочь маме накрыть на стол к ужину, убрать со стола, полить цветы.
Обязанности пяти - шестилетних детей значительно возрастают. Они могут помочь мыть посуду, убрать постель, свою комнату, игровой уголок, присмотреть за младшими детьми и др.
Участвуя в общих работах по дому, ребенок на практике познает, что каждый член семьи имеет свои обязанности. Постоянные обязанности воспитывают важное нравственное качество - ответственность.
С годами перечень обязанностей растет Вот шестилетний ребенок подметает пол, поливает цветы, убирает постель. С каждым днем он делает это лучше, гордится своими умениями и радуется, когда мама называет своим помощником.
Необходимо, чтобы ребенок был приучен к тому, что какой-то вид домашней работы обязан выполнять именно он.
В детском саду ребята могут следить за порядком в раздевальной комнате, в игровом уголке, ухаживать за комнатными растениями и др.
Если в доме и в детском саду всегда порядок, чистота, если каждая вещь имеет свое определенное место, то и ребенок приучается к аккуратности.
Трудовой настрой, аккуратный и привлекательный внешний вид взрослых, своевременное устранение беспорядка окажут благоприятное влияние на воспитание трудолюбия у детей.
IV Работа воспитателей с родителями
по вопросам трудового воспитания в семье.
Создавая трудовую атмосферу в группе, педагог стремится к тому, чтобы в течение дня дети выполняли разнообразные несложные поручения.
Кроме этого, в режиме дня предусмотрено время для трудовой деятельности детей, планируемой заранее: утром (до завтрака, на прогулке, вечером (после сна).
Педагогический процесс требует напряжения сил, собранности, целеустремленности. Большую помощь в этом оказывает конкретный план деятельности на каждый день по организации труда дошкольников.
В плане предусматривается и совместная трудовая деятельность взрослых и детей, например, по подготовке атрибутов для той или иной игры, по подготовке материалов для занятий.
К примеру, в старшей группе педагог дает родителям и детям домашние задания: смастерить дома с детьми игрушку, сувенир, нарисовать что-нибудь о том, как взрослые трудятся дома и на работе, нарисовать дома красками орнаменты, для оклеивания коробочки по образцу воспитателя и др.
Летом родителей просят разучить с детьми несколько стихотворений про лето, сделать интересные поделки из природного материала, засушить цветы.
Из совместных работ родителей и детей воспитатель делает выставки, проводит интересные занятия.
Но родителей очень трудно привлечь к совместной работе, пробудить у них желание участвовать в мероприятиях, организуемых детскими учреждениями.
Развитию родительской активности способствуют такие методы, как постановка перед родителями проблемных вопросов, разбор проблемных педагогических ситуаций.
Они используются во всех формах общения с родителями (беседы, консультации, собрания). Подобные методы стимулируют потребность размышлять над различными ситуациями, искать решение тех или иных педагогических задач, активнее использовать на практике имеющиеся знания. Родители начинают критически оценивать собственную воспитательную деятельность, учатся понимать ребенка.
Некоторые воспитатели умело используют недолгие утренние и вечерние встречи с родителями. Беседы в форме вопросов-ответов и рекомендаций помогают родителям, побуждают их задавать вопросы, размышлять.
Нередко общение воспитателей и родителей в утренние и вечерние часы касается в основном бытовых, санитарно-гигиенических проблем. Это естественно и закономерно. Но и общение по поводу этих проблем можно сделать более содержательным.
Важная задача педагогов - повысить заинтересованность родителей и активизировать их участие в родительских собраниях, центральным вопросом которых является доклад воспитателя на определенную педагогическую тему.
Активизации воспитательной деятельности родителей способствуют и проблемные педагогические ситуации, предлагаемые воспитателем на тематических занятиях и беседах.
Очень важную роль в педагогическом просвещении играют «Уголки родителей». Чтобы повысить эффективность представленных в них материалов по трудовому воспитанию дошкольников, форма подачи материала должна быть эмоциональной, активно воздействовать на сознание и чувства родителей.
В «Уголке» можно порекомендовать кратко, осветить возрастные особенности, задачи трудового воспитания, решаемые воспитателями совместно с семьей, конкретизировать задачи родителей. Целесообразно назвать те методы трудового воспитания, которые используются в детском саду и дома, обозначить доступные детям этого возраста виды трудовой деятельности, возможные поручения и обязанности.
Можно также предложить родителям несколько вопросов для бесед с ребятами дома и наблюдений за их работой. Воспитателю следует проанализировать результаты этих бесед и наблюдений и обобщить их на собрании или подготовить для «Уголка» письменный их обзор. Там же можно поместить небольшую статью об опыте семейного воспитания, написанную самими родителями или воспитателями.
Необходим в «Уголке родителей» и иллюстративный материал: фотографии детей, играющих и выполняющих трудовые задания, а также разнообразные детские работы, сделанные ими в саду или семье как самостоятельно, так и с участием взрослых.
Таким образом, педагог делает родителей заинтересованными участниками в работе по трудовому воспитанию.
Заключение
Разнообразный труд доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.
В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания.
В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми.
В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.