Антонина Коструб
Особенности воспитания детей раннего возраста дома и в условиях детского учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Независимо от того, где воспитывается ребёнок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение, ему должно быть обеспечено своевременное гармоническое развитие. Однако условия жизни и воспитания детей в семье и детском учреждении различны, поэтому, хотя задачи воспитания одни и те же, организация жизни и приёмы воспитания во многом различны.
Публикация «Особенности воспитания детей раннего возраста дома и в условиях детского учреждения» размещена в разделах
В хорошей, дружной семье ребёнок с первых дней жизни развивается под влиянием частного индивидуального общения с родителями, богатства впечатлений, которые он получает от окружающей жизни и в результате разнообразной самостоятельной деятельности. Частое положительное эмоциональное общение родителей с ребёнком создаёт интимный контакт между ними, воспитывает любовь и привязанность ребёнка к родным. Очень рано на поведение ребёнка начинают оказывать влияние разговоры и характер взаимоотношений родителей с окружающими и всё и их моральное поведение. Для правильного воспитания в семье необходимо следующее.
1. Ознакомить родителей с задачами и принципами воспитания. Родители должны знать оптимальный ход и особенности физического и нервно – психического развития ребёнка, правильно понимать стоящие перед ними задачи, знать, как нужно воспитывать ребёнка на каждом возрастном этапе и какими приёмами этого можно достигнуть. Одинаково вредны недооценка возможностей ребёнка и переоценка их. Все приёмы должны основываться на достигнутом уровне развития и в то же время вести развитие ребёнка вперёд.
2. Уклад жизни семьи с рождением ребёнка должен быть изменён, подчинён интересам и задачам воспитания, чтобы, прежде всего, обеспечить маленькому ребёнку правильный режим и создать условия для его активной деятельности.
3. Нужно обеспечить полную согласованность в воспитательных приёмах со стороны всех взрослых, имеющих отношение к воспитанию ребёнка. Несогласованные, а тем более взаимно противоположные подходы к детям не только замедляют образование каких-либо устойчивых привычек, но и отрицательно влияют на нервную систему ребёнка, ведут к возникновению капризов, упрямства и даже ранней детской нервности.
4. Поведение окружающих взрослых должно быть примером для ребёнка. Родители обязаны помнить, что дети легко подражают всему, что видят и слышат, поэтому надо следить за своим поведением, считаться с присутствием ребёнка, начинающего многое понимать, не допускать таких действий и разговоров, которые не должны повторяться в поведении их ребёнка.
5. Не все впечатления окружающей жизни доступны пониманию ребёнка и не всегда полезны, то из разнообразных впечатлений и явлений окружающего необходимо отобрать те, которые могут способствовать развитию положительных форм поведения, и по возможности изолировать ребёнка от того, что может закрепить отрицательные формы поведения, вызвать сильное нервное возбуждение или утомление.
6. В семье, особенно при наличии единственного ребёнка, надо заботиться о том, чтобы избежать формирования эгоистических черт, избалованности, болезненных привязанностей к матери или отцу. Уже в раннем возрасте необходимо обеспечить общение ребёнка с другими детьми в целях своевременного формирования у них положительных взаимоотношений.
7. Родители должны систематически заниматься с ребёнком – играть с ним, разговаривать, читать, вместе с ним рассматривать картинки, показывать ему, как рисовать, лепить и т. д. В то же время важно научить ребёнка играть самостоятельно, а не только со взрослыми.
Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, как считают возможным ещё многие родители. Оно должно начинаться с первых дней, иначе у ребёнка могут рано закрепиться отрицательные формы поведения, бороться с которыми в дальнейшем будет очень трудно.
Существенным отличием условий воспитания детей, посещающих группу раннего возраста, является прежде всего то, что наряду с семейным дети получают общественное воспитание, находясь в течение сравнительно длительного времени в коллективе детей. Их воспитанием занимаются не только родители, но и специально для этого подготовленный персонал детского учреждения. Воспитание детей строится по определённой рабочей программе, составленной на основе научных исследований, в которой определены задачи, основное содержание воспитательной работы и программный материал.
Воспитание в коллективе создаёт большие возможности для формирования у детей многих нравственных качеств, положительных взаимоотношений. В коллективе у детей возникает много поводов для общения. Появляется интерес к действиям других детей. Общаясь друг с другом во время игр и занятий, дети учатся играть вместе, оказывать помощь, сочувствовать, понимать состояние другого. Совместное пребывание детей с разным уровнем развития оказывает положительное взаимовлияние друг на друга. Путём подражания усложняется и деятельность детей, скорее наступает переход к более сложным действиям, новому характеру игры. Наряду с этим следует учесть, что при большом контакте детей из разных мест и сосредоточении значительного числа детей в одном помещении возможны более частые инфекционные заболевания, чем в семье. Перед работниками детского учреждения ставятся специфические задачи, на решение которых должно быть обращено серьёзное внимание.