Лилия Рец
Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать
+ Заказать документы
Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка. Сегодня в обществе утрачено уважительное отношение к труду. Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного, эстетического, сенсорного и других видов воспитания. Естественно, что воспитание у дошкольников тех или иных трудовых навыков ещё не решает задачи нравственного развития детей. Однако оно имеет немаловажное значение для формирования личности ребёнка, так как процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжён для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремлённости.
Публикация «Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Частота нарушений зрения в экономически развитых странах, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляет 1-3%.
Нарушение зрения у детей обуславливает нарушение зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Зрительная патология отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развития познавательной и трудовой деятельности, последующёй трудовой адаптации.
Успешное формирование личности в современном мире может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую образующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие, как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие детей в общественно полезном производственном труде является действенным фактором гражданского взросления, интеллектуального и социального формирования личности [1].
Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности детей и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявление в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме, был выявлен ряд особенностей, которые присущи трудовому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения, а именно:
1. Время – для освоения, каким либо, даже простейшим навыком труда, ребёнку с нарушением зрения требуется больше времени, чем ребёнку с нормальным зрением;
2. Наглядность – для проведения занятия с детьми, имеющими нарушение зрения, требуется особый наглядный материал (укрупненный, выпуклый, рельефный и т. д.);
3. Трудовая деятельность, где присутствуют обязательно мелкие элементы, может быть так и не освоена детьми, в силу их дефекта;
4. Большую роль при выполнении задания, для детей играет словесная инструкция.
В условиях зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за чрезмерной опеки взрослых у слепых и слабовидящих детей уже с раннего возраста притупляется естественное стремление к трудовой деятельности, что впоследствии может перейти в потребительское отношение к окружающим. В результате у таких детей позднее формируются навыки самообслуживания, страдает координация движений, нет необходимых навыков пространственной ориентировки. У детей с нарушениями зрения отсутствует привычка и потребность в ежедневном труде, не сформирована установка к труду и желание трудиться, остаются несформированными такие качества, как: трудолюбие, активность, самостоятельность и т. д. [2].
Трудовое воспитание целесообразно осуществлять, опираясь на специальные возможности слепых и слабовидящих детей и складывающиеся у них процессы компенсации зрительного дефекта. Основным является формирование самостоятельности.
Специфической особенностью трудового обучения детей с нарушениями зрения является :
1. Большая индивидуализация в процессе организации трудовой деятельности, которая предусматривает коррекцию пространственных представлений ребёнка, развитие его сенсорных функций;
2. Формирование трудовых навыков протекает сопряжёно с уточнённой инструкцией и обогащением представлений о качествах и свойствах предмета;
3. организация трудовой деятельности направляется на предупреждение и искоренение ленивых привычек у детей с раннего возраста;
4. ознакомление слепых и слабовидящих с приёмами самообслуживания заключается в опоре действий ребёнка на мышечную (осязательную регуляцию движений);
5. Возникает необходимость в индивидуальной коррекционной работе по формированию способов организации трудовой деятельности.
Особое внимание должно быть уделено ознакомлению с трудовой организацией разных профессий. Дошкольники способны понимать, что делают люди различных специальностей, какими орудиями труда они пользуются. В чем состоит общественно полезная ценность их труда. Вместе с тем знания усваиваются ими только в процессе комплексной педагогической работы, направленной на создание у дошкольников содержательных и чётких представлений о труде взрослых. Недостаточно проведения только одних экскурсий ознакомительного характера. В этом случае у детей не возникает должного уважительного отношения к труду, они не ощущают того, что любая работа требует затраты человеческих сил. В ряде случаев необходимо организовывать совместный труд детей с взрослыми. Своевременное включение ребёнка с нарушением зрения в посильный труд ведёт к преодолению расхождения между биологическим и социальным планом развития [1].
Самообслуживание включает заботу о чистоте своего тела, одежды, потребность в соблюдении гигиенических правил. Основным педагогическим приёмам формирования навыков самообслуживания является показ выполнения каждого элементарного действия в его последовательности. Формирование навыков самообслуживания осуществляется в процессе режимных моментов. Педагог сначала помогает, сопровождая «помощь» объяснением, позднее всё большую самостоятельность обретает ребёнок.
В целях повышения интереса к самообслуживанию целесообразно использовать следующие приё мы:
• Песочные часы или будильник в качестве стимулятора;
• Организация общения 6-7 летних детей с 3-4 – х летними.
С помощью первого приёма формируется более быстрые темпы трудовой деятельности, а благодаря общению старшие дети приобретают навыки оказания помощи младшим.
Начинать коррекционно-воспитательную работу по приобщению к труду детей с нарушениями зрения необходимо со знакомства с орудиями труда и объяснения способа действия с ними. Каждый ребёнок привлекается к исследованию предметов, с которыми ему предстоит действовать.
Таким образом, овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребёнка, при этом сами предметные действия становятся для ребёнка общественно значимыми. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребёнком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий.
Трудовое воспитание в специальных дошкольных учреждениях ведётся в двух направлениях. С одной стороны, детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывают уважение к труду взрослых. С другой стороны трудовое воспитание ведётся в процессе практической деятельности при формировании навыков самообслуживания, на занятиях ручным трудом, хозяйственно-бытовым трудом и трудом на участке при детском саду.
Литература
1. Денискина В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентации детей с нарушениями зрения. – Уфа, 2003.
2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М. 2000.