Наталья Юшкина
Особенности включения в детский коллектив детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности включения в детский коллектив детей с расстройствами аутистического спектра»
1. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии. Как правило, все психические процессы у данной категории детей, развиваются аномально. Соответственно, это приводит к увеличению числа детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. В прошлом аутизм считался очень редким расстройством. Однако сейчас говорят о том, что аутизм в разной степени проявляется у каждого сотого ребенка. Сегодня практически каждый учитель (часто- в начальной школе) сталкивается с проблемой адаптации аутичного ребенка в детском коллективе и включения его в учебную деятельность.
3. Доказано, что аутичному ребенку можно помочь стать более гибким, не разрушая, а постепенно усложняя и развивая усвоенный им порядок взаимодействия, вводя в него все больше возможных вариаций. Ребенку с аутизмом в школе в основном требуется все то же, что нужно обычным детям.
4. С такими детьми даже самые простые отношения устанавливаются значительно труднее. Даже при взаимной симпатии детей, их общение не наладится само собой и, в лучшем случае, останется на уровне беготни и возни. Дети быстро утомляют аутичного ребенка, иногда раздражают его, поэтому интенсивность контактов с другими детьми должна сначала строго дозироваться, а общение - четко организовываться в рамках урока и перемены.
5. У ребёнок с РАС нарушения социального взаимодействия заметны для педагога как в школе, так и на занятиях в творческих студиях, кружках и в экскурсионных поездках. Ребенок почти не проявляет интерес к детям, отказывается от участия в парной и групповой деятельности, требует соблюдения постоянства: заранее установленного расписания занятий, режима дня, положения предметов в пространстве и т. д.
6. Часто дети с РАС избегают контакта «глаза-в-глаза», автоматически повторяют слова и фразы, не обращенные к другим, могут использовать взрослого как «средство» достижения своих целей.
7. Проявление аутизма- это своеобразность, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Ребенок может длительно кружиться на одном месте, бегать по кругу, взмахивать руками, подолгу смотреть на вращающиеся предметы, раскачиваться, перебирать и щелкать пальцами и т. п. Это может мешать обучению ребенка, его общению с другими детьми и со взрослыми, негативно влиять на социальные ситуации (например, в магазине, в транспорте, в поликлинике).
8. Как включить в детский коллектив ребёнка с РАС?
Дети с тяжелыми расстройствами аутистического спектра обучаются по адаптированным образовательным программам, посещают школу в соответствии с индивидуальным учебным планом. По возможности педагоги включают ребенка в совместную деятельность в мини-группе. Таким детям помогают учителя-ассистенты (тьюторы). В настоящее время необходимость сопровождения прописана в документах, подтверждающих инвалидность ребенка и/или рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии.
9. Ребёнок не смотрит в глаза (избегает контакта глазами) - то можно научить ребенка смотреть на брови или подбородок собеседника. Так можно создать некоторую иллюзию зрительного контакта. Если ребенок всегда смотрит не на учителя или другого ребёнка, а в свой телефон, планшет или куда-либо еще, то не надо думать, что он игнорирует общение. Он всё слышит. Надо проявить гибкость. Часто телефон (планшет) помогают ему общаться и порой бывают единственным связующим звеном между ребенком и другими людьми.
10. Ребёнок повторяет чужие слова и фразы. Согласно одной из теорий, ребенок использует такое стереотипное поведение с целью успокоиться и устранить воздействие окружающего мира.
И учителю и детям в классе нужно относиться к этому с пониманием (объяснить другим детям данную особенность ребенка.) У некоторых детей возникает соблазн дразнить ребенка с РАС. Нужно пресекать попытки задиристого поведения со стороны других детей.
11. Неуместный смех и хихиканье. Может проявляться на уроке, во время коллективных мероприятий.
Не акцентировать на этом внимание. Понаблюдайте, когда идет ослабление или усиление данной реакции. Посадить ребенка около себя, включить в обсуждение. Ребенку должно быть эмоционально и физически комфортно, (тогда постепенно такое поведение уменьшится или исчезнет совсем.)
12. Отсутствие чувства опасности. Некоторые дети с РАС могут залезать на деревья, высокие горки, вставать на подоконники и т. д. и прыгать с них, не чувствуя степени опасности- показывая отрицательный пример другим детям.
Что делать? Чтобы такой ситуации не произошло, необходимо договориться с ребенком о правилах поведения. Четко обозначить границы дозволенного. Не оставлять ребенка без присмотра, особенно если у него проявляется тяга к опасным объектам (колющим, режущим, зажигалкам, спичкам и т. д.).
13. Пониженная чувствительность к боли. Некоторые дети с РАС могут упасть или удариться и при этом не почувствовать боли. Что делать? Ребенок может и не помнить, где и когда он ударился. Необходимо оказать необходимую помощь, обратитесь к медицинскому персоналу. Объяснить ребенку сложившуюся ситуацию; Побыть с ним у врача.
14. Избегание объятий. Некоторым детям некомфортно, когда к ним прикасаются.
Что делать? Не дотрагивайтесь до ребенка, не спросив разрешения, если только он сам не инициирует прикосновение (например, раскрывает руки для объятий или протягивает руку для рукопожатия). Нужно научить и других детей спрашивать разрешение перед тем, как обнять ребенка: «Можно я тебя обниму?» или что-то вроде этого.
15. Необычные и однообразные игры.
Что делать? Для того чтобы понять ребенка, с ним необходимо разговаривать или использовать другие средства альтернативной коммуникации (карточки, жесты и т. д.). Нужно обсудить со всеми детьми, что им интересно, в том числе и с ребенком с РАС. Его интересы могут быть необычны для всех, но вполне объяснимы для него. Узнав, чем интересуется ребенок, вам будет гораздо проще построить беседу с ним и выстраивать его коммуникацию с другими детьми.
16. Может предпочитать одиночество. Дети могут утомляться от постоянного контакта с большим количеством людей. Для ребенка жизненно необходимо иметь возможность спокойного уединения и отдыха. Если ребенок знает, что он может уединиться и успокоиться, это предотвратит многие вспышки агрессии, плач и крик, вызванные переутомлением или общей физической усталостью. Педагог должен всегда знать, где находятся дети.
17. Трудности в выражении потребностей. Можно использовать жесты или карточки. Дети обычно хорошо воспринимают и запоминают схематические изображения и рисунки. Для облегчения коммуникации рекомендуется использовать различный наглядный материал. Можно использовать готовые схемы, инструкции, простые изображения или сделать их вместе с детьми. С помощью карточек или последовательностей рисунков можно научить ребенка, как поступать в различных ситуациях.
18. Необычная привязанность к предметам. У детей для игры могут быть странные на первый взгляд предметы, ставшие для них притягательными или сверхценными по каким-то причинам.
Нужно отнестись с пониманием к привязанностям ребенка, не акцентировать на этом внимание, а просто разобраться, чем именно вызван интерес ребенка.
19. Настаивает на однообразии.
Создать предсказуемость событий в школе для ребенка с РАС. Это предотвратит его негативные эмоциональные вспышки, растерянность и недовольство. Заранее дать ребенку расписание уроков, программу экскурсии, объясните маршрут поездки и т. д. Активно применять схемы и рисунки. Предупреждать об изменениях в планах. Этим вы снизите его чувство тревоги и обеспечите предсказуемость событий.
20. Повышенная реакция на звуки или отсутствие реакции. Шум, громкие звуки и голоса могут спровоцировать у ребенка панику и тревожность. (Громко прозвенел звонок)
Что делать? Наблюдайте за ребенком, и если ему некомфортно во время шумного мероприятия, дискотеки, конкурса – найти какие-то комфортные формы участия. Для снижения уровня шума можно использовать специальные наушники.
21. Вращение предметов или вращение на месте.
Не надо таких движений бояться. Они случаются непроизвольно и часто доставляют ребенку удовольствие, помогают успокоиться. Иногда странные движения руками означают, что он просто счастлив или чему-то рад.
22. Трудности в общении с другими людьми. Большинство детей с РАС испытывают трудности в общении и со взрослыми, и с детьми.
Ребенку и другим детям класса надо помогать общаться. Необходимо: слушать других детей, задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника; демонстрировать заинтересованность в собеседнике; поддерживать интерес к общим делам и общим обсуждениям.
23. Создается впечатление, что ребенок не реагирует на обращенную речь. Попробуйте разговаривать с ребенком короткими предложениями. Запаситесь терпением и не торопитесь. Давайте ему время подумать и подготовить свой ответ. Если ребенок не ответил на первый вопрос, то не спешите задавать второй. Это сбивает его с толку. Возможно, ребенок психологически не может ответить на вопрос при всем классе. Проведите индивидуальную проверку знаний. Это эффективнее, чем вводить ребенка в состояние постоянного стресса и формировать его неуспешность.
24. Важное наблюдение по поводу питания. Дети с РАС могут быть избирательны в еде. Иногда дети с РАС не могут принимать пищу в столовой вместе с другими детьми.
Что делать? Внимательно наблюдайте за приемом пищи, разберитесь, почему ребенок не ест. Иногда ребенку надо просто предложить пересесть за отдельный стол, чтобы он спокойно поел (если он, например, не может есть на глазах у других детей).
25. Дети, окружающие ребенка с РАС, быстро замечают его особенности. Поэтому педагогу следует объяснить им некоторые моменты, которые помогут установить контакт с ребенком и развить доброжелательные отношения в классе. Для этого можно использовать следующие рекомендации по общению.
• Говорите с ребенком конкретными фразами – ребенок может не понимать намеков. Если кажется, что между собеседниками происходит недопонимание, то лучше сказать об этом сразу и подобрать другие слова и выражения, которые помогут понять информацию.
• Обозначайте свои чувства словами – ребенок может не понимать, что говорит с вами грубо. Он может не распознавать грусть или другие чувства собеседника. Поэтому свои чувства лучше четко обозначать словами.
• Не надо кричать на ребенка или около него. Громкие звуки могут спровоцировать крайнюю тревожность.
• Задавайте понятные вопросы – если вам нужно задать вопрос, то постарайтесь сделать его как можно более конкретным. Неоднозначные, общие и размытые вопросы крайне сложны для понимания.
• Помогайте ребенку во время обсуждения каких-либо вопросов, проблем, событий. Для этого надо задавать ребенку конкретные вопросы о прошедшем или будущем событии.
Важно! Не надо говорить с ребенком снисходительно. Обращайтесь с ним как с равным. Работая с детьми с РАС, нужно помнить о том, что они все разные. Их особенности могут по-разному проявляться в разных ситуациях и педагогу надо быть очень гибким в общении с ребенком.
В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.