Марина Зверева
Модели включения глухих и слабослышащих детей в среду слышащих
▼ Скачать + Заказать документы
В ДОУ была организована работа смешанных групп детей с пониженным слухом и детей с ФФНР, это служило примером реализации комбинированной и полной интеграции, которая включала ряд условий совместного воспитания и обучения слышащих и слабослышащих детей :
- обязательность непосредственных контактов между слышащими детьми и детьми со слуховой депривацией в результате какой-либо деятельности;
- воспитание в группе должно включать совместную учебную и внеучебную деятельность (игры, прогулки, режимные моменты);
Публикация «Модели включения глухих и слабослышащих детей в среду слышащих» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Оформление детских садов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
- взаимодействие детей должно организовываться на основе различной практической деятельности, включать в себя неформальную ситуацию общения;
-осуществление совместной деятельности, как партнёрского диалога, исключающего неравенство позиций. Поводом общения детей между собой является любая совместная деятельность, одинаково актуальная с обеих сторон.
- ребёнок выступает, как объект совместной деятельности, равноправный участник совместного творчества, совместного освоения и присвоения окружающего мира.
-совместная деятельность детей обеспечивается особой позицией взрослого как партнёра, который не должен влиять на право самостоятельного выбора ребёнком способа действия, решения.
- помощь ребёнку в видении различных вариантов возможных решений, поведения, значимости своего личного выбора.
- осуществление коррекционно-педагогического процесса происходит при активном участии родителей.
В работе мы руководствовались двумя программами. Это программа Э. И. Леонгард «Общение» и «Программа обучения и воспитания детей фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Для получения более эффективных результатов коррекционной работы были найдены точки соприкосновения данных программ. Например, из программы «Общение» для всех детей группы мы нашли необходимым использовать такие виды и приёмы работы, как:
- фонетическая ритмика (использовалась для работы над голосом, дыханием, произношением).
- письменная речь (широко использовалась в работе с детьми с нарушением слуха). Слышащие дошкольники также проявили большой интерес к чтению. И к концу старшей группы (первого года обучения в смешанной группе) практически все они овладели слоговым чтением.
Для обучения слабослышащих детей парциально использовали «Программу обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, что давало возможность решать задачи по развитию фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи и ознакомлению с окружающим.
На наш взгляд эффективности работы способствовали:
- практическая деятельность;
- организация делового взаимодействия детей;
- предоставление выбора детям;
Для формирования коммуникативных навыков использовали приё мы:
- образец речевого общения взрослых;
- оречевление действий;
- создание проблемных ситуаций;
- преднамеренная ошибка;
- общая игровая цель для двух, подгруппы детей;
- коллективные работы;
- коммуникативные игры;
- установление личных контактов между детьми;
Данные приёмы использовались в организации непосредственно образовательной деятельности. (Приложение)
В результате обучения у воспитанников произошло значительное повышение уровня мотивации совместной деятельности, сформированности навыков речевого поведения и общения.
Приложение.
Циклы занятий НОД для детей с нарушением и нормой слуха старшего дошкольного возраста в смешанной группе компенсирующей направленности (ФФНР, нарушение слуха).
В течение учебного года были разработаны и проведены циклы:
1. «Составление рассказа по сюжетной картинке «Осень»».
2. «Белое море»;
3. «Строители»;
4. «Сказка «Катя и Жучка»»;
5. «Лес зимой»;
6. «Утки».
Созданные циклы НОД включают в себя как совместные (интеграционные) занятия, так и занятия отдельные для каждой категории детей. Так экскурсии, занятия по изодеятельности проводятся со всеми детьми, занятия, включающие рассказывание, планируются отдельно. Порядок занятий цикла выстроен таким образом, чтобы перед рассказыванием, взаимодействием в паре, дети получили максимальное количество знаний, сенсорных впечатлений через рассматривание картинок, чтение книг, наблюдения, что максимально обогащает словарь, расширяет образы слов, помогает в дальнейшем вступать в диалог с напарником, воспроизводить и даже участвовать в создании связного текста по определённой теме.
Цикл занятий «Белое море».
1 занятие.
Контингент детей, участвующих в занятии: дети с ФФНР, слабослышащие.
Тема: «Экскурсия на набережную Белого моря».
Пособия и оборудование.
Малая магнитная доска, листы плотной бумаги, фломастер, коробочка-шкатулка для сбора примет осени.
Краткий ход занятия, методические приёмы.
1. Совместное с детьми планирование деятельности.
2. Поход к морю парами.
3. Д/ и. «Найдём осень» - сбор осенних листьев, цветов, зарисовка осенних явлений.
4. Создание проблемной ситуации (ранняя-поздняя осень, введение понятия «поздняя осень».
4. Прогулка по берегу моря. Наблюдения за морем. Введение новых слов (берег, остров, волны, тростник, рыбак, фраз (Волны набегают на берег).
5. Зарисовки вместе с детьми.
6. Подвижные игры.
7. Отчёт о проделанной работе.
Программное содержание:
- формировать и расширять представления о море, осени (ввести понятие «поздняя осень»);
- вводить новые слова: берег, остров, волны, тростник, рыбак….
- расширять словарь посредством образования слов от других частей речи (море - морской, осень - осенний, учить понимать и использовать соответствующий словарь в речи;
- учить взаимодействовать при решении проблемной задачи, доказывать свою правоту, обосновывая своё мнение при помощи развёрнутой фразы;
- учить рассматривать предметы, анализировать изображение и схематично переносить на бумагу;
- в играх учить действовать группой, в паре, соблюдать правила игры;;
- закреплять навыки аналитического чтения;
- развивать самостоятельность мышления, произвольность внимания; мыслительные операции,умение устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить формировать интерес к родному языку;
- воспитывать интерес и любовь к природе.
2 занятие.
Контингент детей, участвующих в занятии: дети с (ФФНР).
Тема: «Рассказ из опыта с опорой на фотографии, рисунки».
Пособия и оборудование.
Фото, зарисовки с экскурсии, содержание «осенней шкатулки».
Краткий ход занятия, методические приёмы.
1. Совместное с детьми планирование деятельности.
2. Рассматривание материалов с экскурсии, обмен впечатлениями.
3. Работа с новыми словами, фразами.
4. Составление плана рассказа.
5. Рассказывание детьми.
6. Отчёт о проделанной работе.
Программное содержание:
- продолжить формировать представления о море, поздней осени;
- учить при ответе на вопросы использовать полную фразу;
- составлять рассказ по плану, с опорой на фото;
- составлять рассказ, используя сложносочинённые предложения;
- расширять словарь посредством образования слов от других частей речи (море - морской, осень - осенний, учить понимать и использовать соответствующий словарь в речи;
- учить взаимодействовать при решении проблемной задачи, доказывать свою правоту, обосновывая своё мнение при помощи развёрнутой фразы;
- продолжить формировать интерес к родному языку;
- воспитывать интерес и любовь к природе.
3 занятие.
Контингент детей, участвующих в занятии: слабослышащие дети.
Тема: «Составление коллективного рассказа из опыта (с опорой на фотографии, зарисовки»).
Пособия и оборудование.
Фото, зарисовки с экскурсии, содержание «осенней шкатулки».
Краткий ход занятия, методические приёмы.
1. Рассматривание материалов с экскурсии, обмен впечатлениями, составление фраз.
2. Запись рассказа на доске.
3. Чтение хором и по одному.
4. Рассказывание с опорой на текст.
5. Отчёт о проделанной работе.
Программное содержание:
- продолжить формировать представления о море, поздней осени;
- учить понимать и задавать вопросы;
- учить при ответе на вопросы использовать полную фразу;
- составлять рассказ, опираясь на вопросы;
- рассказывать, опираясь на текст и без него;
- расширять словарь посредством образования слов от других частей речи (море - морской, осень - осенний, учить понимать и использовать соответствующий словарь в речи;
- продолжить формировать интерес к родному языку;
- воспитывать интерес и любовь к природе.
4 занятие.
Контингент детей, участвующих в занятии: дети с ФФНР, слабослышащие.
Тема: «Рисование парами на тему «Белое море».
Пособия и оборудование.
Фото, зарисовки с экскурсии, содержание «осенней шкатулки; пастель, листы А4.
Краткий ход занятия, методические приёмы.
1. Совместное с детьми планирование деятельности.
2. Рассматривание материалов с экскурсии, обмен впечатлениями.
3. Работа с новыми словами, фразами.
4. Создание проблемной ситуации – нарисовать один рисунок на двоих по табличке.
5. Динамическая пауза «Море волнуется».
6. Показ некоторых приёмов рисования педагогом.
7. Рисование.
8. Отчёт о проделанной работе. (Рассказывание о том, кто и что рисовал).
Программное содержание:
- продолжить формировать представления о море, поздней осени;
- расширять словарь посредством образования слов от других частей речи (море - морской, осень - осенний, учить понимать и использовать соответствующий словарь в речи;
- учить взаимодействовать при решении проблемной задачи, доказывать свою правоту, обосновывая своё мнение при помощи развёрнутой фразы;
- учить действовать в паре: попеременно, дожидаясь очереди; одновременно в общем действии; договариваться друг с другом;
- продолжать формировать навыки аналитического чтения, ;
- учить понимать и использовать в развёрнутой речи формы глаголов в настоящем, прошедшем, будущем времени, изменять его в зависимости от рода и числа (Я рисовал/рисовала. Мы рисовали. Будем рисовать. Мы рисуем. Я рисую волны, камни);
- развивать самостоятельность мышления, произвольность внимания;
- продолжить формировать интерес к родному языку;
- воспитывать уважительное отношение к партнерам и результатам совместного труда.