МААМ-картинки

Модели включения глухих и слабослышащих детей в среду слышащих

Марина Зверева
Модели включения глухих и слабослышащих детей в среду слышащих
▼ Скачать + Заказать документы

В ДОУ была организована работа смешанных групп детей с пониженным слухом и детей с ФФНР, это служило примером реализации комбинированной и полной интеграции, которая включала ряд условий совместного воспитания и обучения слышащих и слабослышащих детей :

- обязательность непосредственных контактов между слышащими детьми и детьми со слуховой депривацией в результате какой-либо деятельности;

- воспитание в группе должно включать совместную учебную и внеучебную деятельность (игры, прогулки, режимные моменты);

Публикация «Модели включения глухих и слабослышащих детей в среду слышащих» размещена в разделах

- взаимодействие детей должно организовываться на основе различной практической деятельности, включать в себя неформальную ситуацию общения;

-осуществление совместной деятельности, как партнёрского диалога, исключающего неравенство позиций. Поводом общения детей между собой является любая совместная деятельность, одинаково актуальная с обеих сторон.

- ребёнок выступает, как объект совместной деятельности, равноправный участник совместного творчества, совместного освоения и присвоения окружающего мира.

-совместная деятельность детей обеспечивается особой позицией взрослого как партнёра, который не должен влиять на право самостоятельного выбора ребёнком способа действия, решения.

- помощь ребёнку в видении различных вариантов возможных решений, поведения, значимости своего личного выбора.

- осуществление коррекционно-педагогического процесса происходит при активном участии родителей.

В работе мы руководствовались двумя программами. Это программа Э. И. Леонгард «Общение» и «Программа обучения и воспитания детей фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Для получения более эффективных результатов коррекционной работы были найдены точки соприкосновения данных программ. Например, из программы «Общение» для всех детей группы мы нашли необходимым использовать такие виды и приёмы работы, как:

- фонетическая ритмика (использовалась для работы над голосом, дыханием, произношением).

- письменная речь (широко использовалась в работе с детьми с нарушением слуха). Слышащие дошкольники также проявили большой интерес к чтению. И к концу старшей группы (первого года обучения в смешанной группе) практически все они овладели слоговым чтением.

Для обучения слабослышащих детей парциально использовали «Программу обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, что давало возможность решать задачи по развитию фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи и ознакомлению с окружающим.

На наш взгляд эффективности работы способствовали:

- практическая деятельность;

- организация делового взаимодействия детей;

- предоставление выбора детям;

Для формирования коммуникативных навыков использовали приё мы:

- образец речевого общения взрослых;

- оречевление действий;

- создание проблемных ситуаций;

- преднамеренная ошибка;

- общая игровая цель для двух, подгруппы детей;

- оформление макетов;

- коллективные работы;

- коммуникативные игры;

- установление личных контактов между детьми;

Данные приёмы использовались в организации непосредственно образовательной деятельности. (Приложение)

В результате обучения у воспитанников произошло значительное повышение уровня мотивации совместной деятельности, сформированности навыков речевого поведения и общения.

Приложение.

Циклы занятий НОД для детей с нарушением и нормой слуха старшего дошкольного возраста в смешанной группе компенсирующей направленности (ФФНР, нарушение слуха).

В течение учебного года были разработаны и проведены циклы:

1. «Составление рассказа по сюжетной картинке «Осень»».

2. «Белое море»;

3. «Строители»;

4. «Сказка «Катя и Жучка»»;

5. «Лес зимой»;

6. «Утки».

Созданные циклы НОД включают в себя как совместные (интеграционные) занятия, так и занятия отдельные для каждой категории детей. Так экскурсии, занятия по изодеятельности проводятся со всеми детьми, занятия, включающие рассказывание, планируются отдельно. Порядок занятий цикла выстроен таким образом, чтобы перед рассказыванием, взаимодействием в паре, дети получили максимальное количество знаний, сенсорных впечатлений через рассматривание картинок, чтение книг, наблюдения, что максимально обогащает словарь, расширяет образы слов, помогает в дальнейшем вступать в диалог с напарником, воспроизводить и даже участвовать в создании связного текста по определённой теме.

Цикл занятий «Белое море».

1 занятие.

Контингент детей, участвующих в занятии: дети с ФФНР, слабослышащие.

Тема: «Экскурсия на набережную Белого моря».

Пособия и оборудование.

Малая магнитная доска, листы плотной бумаги, фломастер, коробочка-шкатулка для сбора примет осени.

Краткий ход занятия, методические приёмы.

1. Совместное с детьми планирование деятельности.

2. Поход к морю парами.

3. Д/ и. «Найдём осень» - сбор осенних листьев, цветов, зарисовка осенних явлений.

4. Создание проблемной ситуации (ранняя-поздняя осень, введение понятия «поздняя осень».

4. Прогулка по берегу моря. Наблюдения за морем. Введение новых слов (берег, остров, волны, тростник, рыбак, фраз (Волны набегают на берег).

5. Зарисовки вместе с детьми.

6. Подвижные игры.

7. Отчёт о проделанной работе.

Программное содержание:

- формировать и расширять представления о море, осени (ввести понятие «поздняя осень»);

- вводить новые слова: берег, остров, волны, тростник, рыбак….

- расширять словарь посредством образования слов от других частей речи (море - морской, осень - осенний, учить понимать и использовать соответствующий словарь в речи;

- учить взаимодействовать при решении проблемной задачи, доказывать свою правоту, обосновывая своё мнение при помощи развёрнутой фразы;

- учить рассматривать предметы, анализировать изображение и схематично переносить на бумагу;

- в играх учить действовать группой, в паре, соблюдать правила игры;;

- закреплять навыки аналитического чтения;

- развивать самостоятельность мышления, произвольность внимания; мыслительные операции,умение устанавливать причинно-следственные связи;

- продолжить формировать интерес к родному языку;

- воспитывать интерес и любовь к природе.

2 занятие.

Контингент детей, участвующих в занятии: дети с (ФФНР).

Тема: «Рассказ из опыта с опорой на фотографии, рисунки».

Пособия и оборудование.

Фото, зарисовки с экскурсии, содержание «осенней шкатулки».

Краткий ход занятия, методические приёмы.

1. Совместное с детьми планирование деятельности.

2. Рассматривание материалов с экскурсии, обмен впечатлениями.

3. Работа с новыми словами, фразами.

4. Составление плана рассказа.

5. Рассказывание детьми.

6. Отчёт о проделанной работе.

Программное содержание:

- продолжить формировать представления о море, поздней осени;

- учить при ответе на вопросы использовать полную фразу;

- составлять рассказ по плану, с опорой на фото;

- составлять рассказ, используя сложносочинённые предложения;

- расширять словарь посредством образования слов от других частей речи (море - морской, осень - осенний, учить понимать и использовать соответствующий словарь в речи;

- учить взаимодействовать при решении проблемной задачи, доказывать свою правоту, обосновывая своё мнение при помощи развёрнутой фразы;

- продолжить формировать интерес к родному языку;

- воспитывать интерес и любовь к природе.

3 занятие.

Контингент детей, участвующих в занятии: слабослышащие дети.

Тема: «Составление коллективного рассказа из опыта (с опорой на фотографии, зарисовки»).

Пособия и оборудование.

Фото, зарисовки с экскурсии, содержание «осенней шкатулки».

Краткий ход занятия, методические приёмы.

1. Рассматривание материалов с экскурсии, обмен впечатлениями, составление фраз.

2. Запись рассказа на доске.

3. Чтение хором и по одному.

4. Рассказывание с опорой на текст.

5. Отчёт о проделанной работе.

Программное содержание:

- продолжить формировать представления о море, поздней осени;

- учить понимать и задавать вопросы;

- учить при ответе на вопросы использовать полную фразу;

- составлять рассказ, опираясь на вопросы;

- рассказывать, опираясь на текст и без него;

- расширять словарь посредством образования слов от других частей речи (море - морской, осень - осенний, учить понимать и использовать соответствующий словарь в речи;

- продолжить формировать интерес к родному языку;

- воспитывать интерес и любовь к природе.

4 занятие.

Контингент детей, участвующих в занятии: дети с ФФНР, слабослышащие.

Тема: «Рисование парами на тему «Белое море».

Пособия и оборудование.

Фото, зарисовки с экскурсии, содержание «осенней шкатулки; пастель, листы А4.

Краткий ход занятия, методические приёмы.

1. Совместное с детьми планирование деятельности.

2. Рассматривание материалов с экскурсии, обмен впечатлениями.

3. Работа с новыми словами, фразами.

4. Создание проблемной ситуации – нарисовать один рисунок на двоих по табличке.

5. Динамическая пауза «Море волнуется».

6. Показ некоторых приёмов рисования педагогом.

7. Рисование.

8. Отчёт о проделанной работе. (Рассказывание о том, кто и что рисовал).

Программное содержание:

- продолжить формировать представления о море, поздней осени;

- расширять словарь посредством образования слов от других частей речи (море - морской, осень - осенний, учить понимать и использовать соответствующий словарь в речи;

- учить взаимодействовать при решении проблемной задачи, доказывать свою правоту, обосновывая своё мнение при помощи развёрнутой фразы;

- учить действовать в паре: попеременно, дожидаясь очереди; одновременно в общем действии; договариваться друг с другом;

- продолжать формировать навыки аналитического чтения, ;

- учить понимать и использовать в развёрнутой речи формы глаголов в настоящем, прошедшем, будущем времени, изменять его в зависимости от рода и числа (Я рисовал/рисовала. Мы рисовали. Будем рисовать. Мы рисуем. Я рисую волны, камни);

- развивать самостоятельность мышления, произвольность внимания;

- продолжить формировать интерес к родному языку;

- воспитывать уважительное отношение к партнерам и результатам совместного труда.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возрастаДидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста Дидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста (в условиях группы продленного.

Конспект интегрированного занятия «Игрушки» с использованием АМО для слабослышащих детей Ход занятия: Организационный момент -Ребята, привет! (Данил – здравствуйте) -привет. (СОП,различение имён детей на слух). Педагог называет.

Конспект занятия по рисованию «Осень» в старшей группе глухих детей Задачи занятия - учить детей передавать в рисовании методом печатания строение деревьев, окраску осенних листьев - развивать речь детей.

Презентация «Раннее погружение детей в полиязычную среду в условиях детского сада» В презентации описывается опыт работы и результат по экспериментальной деятельности по внедрению полиязычия. «Триединство языков» - изучение.

Развитие остаточного слуха глухих и слабослышащих детей раннего возраста в игре Развитие остаточного слуха глухих и слабослышащих детей раннего возраста в игре. Решающим периодом для развития слуха ребёнка является период.

Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в системе подготовки к школьному обучению Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем наше ухо – очень хрупкий орган. Статистика.

Сценарий дня здоровья для глухих детей и слабослышащих «Марафон здоровья» .

Сценарий праздника 8 Марта «Конфетное дерево» для глухих и слабослышащих дошкольников Ведущая 1: Сегодня у нас так уютно, как дома! Смотрите, как лиц много в зале знакомых! К нам гости пришли - рады видеть всех вас! И праздник.

Занятие по развитию языка и речи для слабослышащих детей «Предметы гигиены» Тема: Развитие речи. Предметы гигиены. Для слабослышащих детей средней группы. Цель: учить распознавать и правильно называть предметы гигиены,.

Важная роль музыкального воспитания в развитии слуха глухих и слабо слышащих дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модели включения глухих и слабослышащих детей в среду слышащих
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 23:00
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модели включения глухих и слабослышащих детей в среду слышащих» (включая файлы) размещена пользователем Марина Зверева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД