Мария Маршалко
Особенности связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Текст
1 слайд - титульный лист
2 слайд - Согласно определению А. М. Бородич: связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей). В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, поскольку успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Публикация «Особенности связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении средств языка.
3 слайд - Связная контекстная речь у учащихся с тяжелыми нарушениями речи остается несовершенной. Ее развитие в процессе специального обучения у большинства детей связано с преодолением трудностей. У этих детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, однако испытывают значительные трудности в программировании своего высказывания, в отборе отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания. Другие дети имеют относительно сформированную связную речь, но и они не умеют отразить в своей речи разнообразные предметные отношения; языковые средства, необходимые для оформления связной речи, у них остаются все еще бедными.
4 слайд – Мной был проведен эксперимент в результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи:
- отбор специальных методик для экспериментального изучения особенностей связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениям речи;
- экспериментальное изучение связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
- сравнить особенности связной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи и учащихся с нормой;
-анализ результатов исследования связной речи;
Экспериментальной базой явилась МБОУ «Керченская общеобразовательная школа I-III ступеней №12» г. Керчи.
В исследовании приняли участие 5 учащихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи (экспериментальная группа) и 5 учащихся 1 класса с нормальным речевым развитием (контрольная группа).
Ход проведения исследования: эксперимент проводился в двух группах учащихся с нормальным речевым развитием и с тяжелыми нарушениями речи. Для проведения исследования я использовала 3 задания.
Задание 1 - составление предложения по трем картинкам (в данном случае «девочка», «корзинка», «лес») направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Для облегчения задания предлагается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?». Перед ребенком стоит задача: на основе «семантического» значения каждой картинки и вопроса педагога установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию; особенности этой фразы; характер оказываемой ребенку помощи. Результаты полученных данных представлены в таблице.
На основе полученных данных мы можем сказать, что дети контрольной группы справились с предложенным заданием. Они смогли самостоятельно составить предложение, адекватно отображающее сюжет. Предложения всех детей построены в соответствии с грамматическими нормами языка.
5 слайд - Дети экспериментальной группы справились с заданием. Дети смогли самостоятельно составить предложение, без помощи взрослого. Но у двоих испытуемых задание вызвало определенные трудности. Они не смогли составить предложение без посторонней помощи. Сравнивая таблицу 1 и 2, мы можем увидеть, что дети из контрольной группы в целом лучше справились с заданием, чем их сверстники из экспериментальной группы. Это может объясняться тем, что у детей с ТНР отмечаются трудности в составлении развернутых предложений, связных высказываний.
6, 7 слайд - Задание 2 - используется для выявления возможностей детей составлять рассказ. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания определенного предмета по которому будет составлен рассказ. Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.
8, 9 слайд - Задание 3 - используется для выявления возможностей детей составлять сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.
10 слайд – Литература
11 слайд – Спасибо за внимание!