НАТАЛЬЯ ЛАСТОЧКИНА
Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей 5–6 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений рассчитан на
детей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от
нормы, а не симптом психического заболевания,
Грамотное проведение коррекции интелектуального развития
позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются
мышление, внимание, восприятие, память.
Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет
успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то
удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес
неразделимы.
Публикация «Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей 5–6 лет с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны
быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в
школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание
внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень
важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно,
по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации,
распределения, переключения, устойчивости).
Память. Педагог должен научить ребенка различным формам
пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и
не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек
может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти –
лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для
детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую
деятельность.
Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из
направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных
свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие
сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу.
Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения,
счета.
Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в
плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения
предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение
существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в
целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различийомплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений рассчитан на детей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического заболевания,[/b]
Грамотное проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память.
Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес не разделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Память. Педагог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.
Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.
Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ
«Яблоко»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.
Дидактический материал: три похожих яблока.
Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».
На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.
«Хлопни в ладоши»
Цель: обучение способности к переключению внимания.
Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
«Зачеркни букву»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: текс или набор букв с достаточно большим шрифтом. Карандаш.
Описание задания. Ребенку предлагается текст. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»
«Портрет»
Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.
Дидактический материал: кукла,
Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.
«Слушай музыку»
Цель: развитие активного внимания.
Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.
Описание задания. Воспитатель: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».
«Ушки на макушке»
Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать.
Описание задания. В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип форточки и т. п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.
«Корректурные пробы»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: бланк с заданием (рис 1.).
Описание задания. Ребенку предлагается расставить значки, как в образце.
Рис. 1
«Бубен и колокольчик»
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.
Дидактический материал: бубен, колокольчик.
Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика – бегать по ней.
«Бубен, колокольчик, дудочка»
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов.
Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.
Описание задания. Вовремя звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.
«Пульс»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание на ощущениях своего тела.
Дидактический материал: секундомер или часы.
Описание задания. Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 мин.
«Узор»
Цель: развитие слухового внимания.
Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.
Описание задания. Ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.
Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.
«Выложи кружочки»
Цель: увеличение объема внимания.
Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.
Описание задания. Воспитатель выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. Повторить 2 – 3 раза.
«Погода»
Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.
Дидактический материал: картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.
Описание задания. Воспитатель: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (Показывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать».Упражнение выполнить 5 – 6 раз.
«Мышка – птичка»
Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции.
Описание задания. Воспитатель называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т. е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребенок должен сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимание на помехи.
«Найди отличия»
Цель: развитие концентрации внимания.
Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.
Описание задания. Воспитатель: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ
«Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.
Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.
«У оленя дом большой»
Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя дом большой,
Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.
Он глядит в свое окошко.
Руки перед лицом изображают окно.
Заяц по лесу бежит,
Производят движение руками, как при беге.
В дверь к нему стучит:
Кулачком имитируют стук в дверь.
Стук-стук.
- Дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.
- Заяц, заяц, забегай!
Лапу подавай!
Вытягивают руки вперед.
Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
«Каскад слов»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Описание задания. Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т. д.
1) огонь;
2) дом, молоко;
3) конь, гриб, игла;
4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) крыша, пень, вода, свеча, школа;
6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
10)грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.
«Что изменилось?»
Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации.
Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая – с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.
Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение.
«Спрячь игрушки»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Дидактический материал: три игрушки.
Описание задания. Воспитатель просит ребенка спрятать три игрушки. При этом ставит ребенку условие, что на следующий день он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.