Наталья Бурцева
Особенности сенсорной системы у лиц с РАС и учет ее в процессе разработки реабилитационных мероприятий
▼ Скачать + Заказать документы
Термин аутизм впервые употребил последователь Зигмунда Фрейда швейцарский психиатр, Эйген Блейлер. В 1912 году он опубликовал работу «Аутистическое мышление», в которой сформулировал главную особенность аутизма как «преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира».
Публикация «Особенности сенсорной системы у лиц с РАС и учет ее в процессе разработки реабилитационных мероприятий» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В настоящее время, расстройства аутистического спектра рассматриваются в рамках действующей в Российской Федерации Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и относятся к диагностической группе F84 «Общие расстройства развития». Данная группа включает три диагностических категории: детский аутизм (F84.0, атипичный аутизм (F84.1) и синдром Аспергера (F84.5) Чётких границ между указанными диагностическими категориями нет, и эта классификация оказалась ограниченно применимой в медицине и совсем неприменимой в образовательных целях. Ожидается, что в ближайшее время закончится адаптация уже принятой ВОЗ МКБ-11, в которой все имеющие отношение к аутизму категории МКБ-10 объединены в «расстройства аутистического спектра» (РАС, категорию, ставшую официально принятой в российском образовании после 2012г. (закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Основными диагностическими признаками РАС являются качественные нарушения социального взаимодействия, ограничение вербальной и невербальной коммуникации, стереотипии в интересах, поведении и разных видах деятельности. Эти особенности прямо связаны с социальной жизнью человека, их нарушение всегда затрудняет социальную адаптацию. Эти же признаки лежат в основе особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.
Несмотря на то, что в перечисленных признаках отсутствуют особенности сенсорного развития, практика показывает, что у многих лиц с РАС имеются трудности с восприятием повседневной сенсорной информации.
Человек воспринимает всю поступающую из окружающей среды информацию по средствам пяти анализаторных систем: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. В последнее время выделяют еще две анализаторные системы: равновесие (вестибулярный аппарат) и восприятие собственного тела (проприорецепция).
Гармоничное функционирование перечисленных систем обеспечивает адекватный прием и обработку поступающей информации и переводит ее в ощущения. От уровня развития сенсорно-перцептивной сферы, качественных характеристик восприятия зависит не только накопление чувственного опыта и формирование сенсорных образов, но и фактически всё психическое и физическое развитие человека. Данный процесс переработки информации зачастую нарушен у лиц с РАС. Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у них неприятные ощущения, стресс и даже боль, что является признаками нарушения сенсорной интеграции. Поэтому при разработке программы абилитации и реабилитации обучающихся с РАС необходимо проводить тщательное обследование уровня развития всех видов восприятия, чтобы учесть выявленные особенности при планировании дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Рассмотрим особенности развития сенсорно-перцептивной у сферы детей с РАС в дошкольном возрасте.
Согласно требованиям примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с РАС работа по развитию сенсорно-перцептивной сферы у данной категории лиц строится в следующих направлениях: развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, развитие восприятия запаха, восприятия вкуса и формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). Каждый раздел программы содержит задачи, направленные на формирование у ребенка с РАС умений не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, адекватно на неё реагировать, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для каждой сенсорной системы в зависимости от минимального или максимального порога чувствительности можно использовать различные игры и упражнения, приемы организации РППС. Рассмотрим некоторые из них на примере развития зрительного и слухового восприятия.
Развитие слухового восприятия.
Задачи:
• развивать слуховые ориентировочные реакции на звучащие стимулы (погремушки, колокольчики, шарманки);
• побуждать прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами и игрушками, улыбаться, смеяться в ответ на звучание, тянуться к звучащим предметам, манипулировать ими;
• побуждать ребенка определять расположение звучащей игрушки, говорящего человека, находящегося сначала справа и слева, затем – спереди и сзади при постоянно увеличивающемся расстоянии;
• расширять диапазон узнаваемых звуков, знакомя с музыкальными звуками (дудочки, бубен, металлофон);
• создавать условия для накопления опыта восприятия различных звуков окружающего мира, фиксировать внимание на различных звуках в быту, называя соответствующие предметы и действия;
• совершенствовать слуховое восприятие через игры с музыкальными инструментами, учить дифференцировать их звучание (рояль, барабан; металлофон, шарманка; бубен, свирель, выполняя при этом действия с музыкальными инструментами (игрушками);
и другие.
Приемы коррекционно-развивающей работы:
В данном направлении отмечена высокая эффективность использования одной из технологий арт-терапии - музыкотерапии, которая нашла широкое применение в реабилитации и абилитации лиц с РАС. Хорошо себя зарекомендовал метод «Томатис», который применяют для стимуляции головного мозга. Многократные аудиотренировки проводятся с использованием специальной аппаратуры и стимулируют функции головного мозга, развивая его способность к качественной переработке сенсорной информации. Перед использованием данной технологии необходима предварительная диагностика уровня чувствительности слуховой системы.
При гиперчувствительности слуховой системы рекомендуют:
• для уменьшения внешних звуков плотно закрывать окна и двери,
• использовать беруши, шумопоглащающие наушники,
• использовать аудиоплеер для создания фонового музыкального сопровождения,
• не повышать интонацию в разговоре с ребенком,
• во время занятий использовать «тихие» паузы, при необходимости сократить время занятий.
При гипочувствительности необходимо:
• сопровождать любые действия визуальными подсказками, используя предметы, карточки, игрушки;
• использовать музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты;
• аудиирование стихов, песен, ритмичной музыки.
Развитие зрительного восприятия:
Задачи:
• стимулировать фиксацию взгляда на предмете, прослеживания взором спокойно движущегося объекта;
• создавать условия для фиксации взгляда ребенка на лице взрослого, находящегося на расстоянии вытянутой руки;
• стимулировать установление контакта «глаза в глаза»;
• совершенствовать прослеживание и возникновение связи «глаз-рука» (предпосылки зрительно-моторной координации);
• стимулировать развитие координации движений рук при обеспечении зрительного прослеживания в процессе действий с предметами различной формы (неваляшки, мячи, шары, кубики, пирамидки и др.,
• учить различать предметы по цвету, форме, размеру;
• формировать умение выделять изображение объекта из фона и другие.
Возможные приемы коррекционно-развивающей работы:
При гипочувствительности:
• постепенное увеличение применения визуальной стимуляции (яркие предметы, игрушки, иллюстрации, презентации, видеоролики);
• использование светящихся объектов, фонариков, ламп.
При гиперчувствительности:
• не использовать в быту флуоресцентные лампы, заменив их окрашенными лампочками или другими источниками приглушенного света;
• использование ребенком солнцезащитных очков;
• обеспечить возможность уединения при проведении фронтальных занятий (желательно огородить рабочее место ребенка, поставив ширмы с обеих сторон для блокировки лишней визуальной стимуляции);
• в помещении на окнах повесить непроницаемые шторы.
Аналогичная работа выстраивается по развитию всех остальных видов восприятия. Специалисты включают занятия по сенсорной абилитации и реабилитации в коррекционно-развивающую работу с детьми с РАС с учетом уровня выявленных нарушений функционирования сенсорных систем и индивидуальных особенностей развития ребенка. Занятия должны проводиться поэтапно и регулярно, в этом случае повышается эффект проводимой коррекции. Опираясь на данные предварительной диагностики, специалисты корректируют силу воздействия различных стимулов, для предотвращения нежелательных ответных реакций со стороны ребенка с РАС.
Слаженное взаимодействие в работе специалистов, родителей и самого ребенка способствует формированию компенсаторных возможностей в развитии сенсорно-перцептивной сферы ребенка с РАС.