Оксана Васильева
Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сенсорной игрушки «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Но с сенсорной, тактильной игрушкой «Радуга» или как её назвали производители игрушка – антистресс Pop it готовы играть бесконечно.
Публикация «Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it „Радуга“ в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игрушки-антистрессы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Игры и дидактические пособия с радугой
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Существует она самых разных форм, цветов и размеров. Есть силиконовые пресс-формы в виде динозаврика, сердечка, яблока. Это новый вид успокаивающих антистресс игрушек, которые получили одобрительные отзывы у авторитетных психологов. При вдавливании упругой поверхности пальцем происходит стимуляция нервных окончаний на коже. Это позитивно влияет на настроение, минимизирует переживания у ребенка. Игрушка сделана из мягкого, пластичного силикона. Приспособление: яркое, безопасное, долговечное, гипоаллергенное. Игрушка тактильно приятная, монотонное нажатие на шарики успокаивает, а издаваемый звук лопающихся шариков поднимает настроение.
Среди особенностей игрушки Pop It можно выделить: вариативность игр и наличие развивающей составляющей.
Последний пункт свидетельствует о том, что, играя в Pop It, ребенок сможет развить внимательность, наблюдательность и логику, мелкую моторику и подтянуть математические знания. Развить все виды памяти: визуальную, аудиальную, моторную, образную и т. д. Ведь в некоторых играх придется считать и визуально определять, сколько шариков нужно нажать. Расширить словарный запас, проговаривая слоги, считалки и скороговорки.
Если проявить фантазию, то можно извлечь массу положительного из этой игрушки. А самое главное, детям она действительно нравится, причем всех возрастов.
Игрушка несет в себе развивающие функции:
Сенсорное развитие. Ребенок узнает о внешних свойствах игрушки Pop it, её цвете, форме, величине, положении в пространстве, в игре расширяется практическая деятельность. Главное предназначение новинки – успокаивать руки, а через сенсорику – нервную систему. Имеет значение и эстетическая сторона. Цвета радуги позитивно влияют на настроение. Правильно подобранные оттенки расслабляют, дарят чувство покоя и умиротворения. Поэтому новинка часто окрашена градиентно.
Моторное развитие. У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными предметными действиями, а также качеством движений. Что же касается более тонких и сложных движений, то мелкая моторика рассматривается здесь как способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Развитие речи и коммуникации. Работу по речевому развитию легче осуществлять в совместной деятельности, используя игрушку и экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка. В качестве игрового материала могут использоваться: пословицы, поговорки, скороговорки; задачи – шутки; загадки, игры «Рассыпанные буквы и слоги».
Развитие познавательной деятельности. Игрушка способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Игрушка помогает детям с ОВЗ справиться с гиперактивностью, эмоциональной зажатостью или напряжением. Играя с ней, ребенок испытывает чувство подлинного расслабления, Она помогает снять весь стресс и успокоить эмоции.
Небольшой размер позволяет ребенку с нарушениями в развитии всегда носить игрушку с собой, удобно располагается и помещается в руке. Её невозможно повредить и повредиться самому.
Польза приспособления: нет строгих правил (игра с шариками доступна любому человеку независимо от возраста и развития); происходит стимуляция нервных окончаний на пальцах (наиболее чувствительная зона); улучшается кровообращение; уходят тревога и страх.
Рассмотрим варианты игр, заданий и упражнений с сенсорной игрушкой «Радуга» при применении в час коррекции и использовании её детьми в самостоятельной деятельности.
Как играть?
1. Самая простая игра - тренировка мелкой моторики для дошкольников. Просто нажимать пальчиком на каждый шарик.
Можно пройти по двум дорожкам.
У детей с ОВЗ наблюдается двуручие.
2. Нажимать шарики по контуру изделия.
3. «Назови цвет». Ребенок проводит пальцем по всем шарикам красного цвета – это ряд, называет цвет. Так определяет все цвета.
4. Закрепить мнемоническую фразу «Каждый охотник желает знать» —для запоминания последовательности цветов радуги и цветов спектра при прохождении рядов.
5. Не попадись! Под один шарик прячем мелкий камушек, ходим по очереди, а кто попадет на камушек, тот выиграл/проиграл (по договорённости).
6. Кто быстрее? Условно разделить игровое поле пополам и на скорость вдавить все свои шарики.
7. Теперь задание сложнее - изучаем цвета - попросить ребенка нажимать на шарики определенного цвета, например, нажми только на желтые кружочки, на красные, чередуя зеленый и красный.
8. «Учимся считать» - Посчитай все шарики в первом ряду, назови какого они цвета.
9. Посчитай ряды вертикально и горизонтально.
10. Шагай через один шарик, через два шарика и т. д.
11. Шагай и проговаривай один шарик, два шарика, три шарика, четыре шарика, пять шариков.
12. Поставь один палец на второй шарик, другой на четвертый, на 4 и 6, 1 и 4 и т. д.
13. Нажми на два зеленых, три желтых кружочка, а теперь на три красных кружочка и т. д. И усложнять задачу по возрасту. нажми на желтый, зеленый и синий кружочек одновременно.
14. Пройди по кругу, сделай треугольник, квадрат.
15. Если приобрести две игрушки Pop it, то можно играть в соревнования кто быстрее "прощелкает" ряд с определенным цветом, все подряд кружочки или через один. Или кто быстрее "прощелкает" полностью всю игрушку.
16. Шагаем по вертикали и называем: красный шарик, оранжевый шарик, желтый шарик, зеленый шарик, голубой шарик, синий шарик, фиолетовый шарик.
17. «Шагая» по ряду горизонтально, проговариваем звуки и слоги. Например: к,к,к,к, д-д-д-д, на-на-на-на-на, ка-ка-ка-ка-ка, па-па-па-па.
Работа с обратной стороны, нажимаем на шарик и также проговариваем слоги.
18. Ребенок описывает предмет или называет его свойства при этом «шагает» по шарикам. Например, круглое, зеленое, сочное – обобщает - это яблоко. Выигрывает тот, кто нажал больше шариков, значит он использовал/подобрал больше слов.
19. «Шагаем» пальчиком по шарикам и при нажиме говорим слова. Цель: составить как можно больше простых предложений. Оля играет. Я ем сыр. Соня стирает и т. д. Усложнить задание можно, задав ребенку темп и ритм речи, научить интонационно выделять слова в предложении, показывать и называть место слова в предложении. По вдавленным шарикам визуально определять количество слов в предложении. И количество предложений.
20. Используя скороговорки, чистоговорки, шагать и чётко произносить текст: «Мы гуляли в лесу и видели лису». «На скамейку мама села, справа — Сева, Слава — слева». «Мы сидим на лесенке и поём мы песенки». Усложнять, менять темп речи.
21. С помощью сенсорной игрушки можно разучивать текст любых считалок, нажимая на шарики.
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдёт,
Тот из круга вон пойдёт.
22. Игроки по очереди нажимают любое количество шариков в одном ряду. Проиграл тот, кто нажал последний шарик. Можно ещё и считать при этом.
Играя с сенсорной игрушкой «Радуга» или Pop it у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение, обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развиваются математические способности, логика и мышление.
Pop it или сенсорная игрушка, многофункциональна , проста в использовании, мягкая и удобная, компактная, имеет множество цветов и видов. Нечто милое и классное, полезное и долговечное. Игрушка однозначно интересная.