Тамара Цыпкина
Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни
Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития детей третьего года жизни :
На третьем году жизни в развитии детей можно выделить два полугодия. В каждом из них обозначаются такие линии:
В первом полугодии:
1. Конструктивная речь;
2. Игра;
3. Активная деятельность;
4. Сенсорное формирование;
5. Формирование движений;
6. Формирование навыков.
Публикация «Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни» размещена в разделах
Во втором полугодии:
1. конструктивная речь;
2. игра;
3. изобразительная деятельность;
4. активная деятельность;
5. сенсорное формирование;
6. Формирование навыков, движений.
Общая численность показателей - 19. Помимо этого, предоставляется оценка поведения детей.
При оценивании нервно-психического формирования детей в карте развития отмечается степень развития, то есть, какой степени (возрасту) оно отвечает по всем линиям. Оценка поведения также осуществляется по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).
Напоследок отражается, в чём и как запаздывает развитие детей, и какие отклонения в его поведении имеются.
Возраст 2 года
Осмысление речи.
Разбирается в коротком рассказе взрослого без показа событий, имевшихся в опыте ребёнка.
Материалом является специально подготовленный непродолжительный рассказ о событии, неплохо знакомый ребёнку.
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Ребёнок может находиться в группе с прочими детьми (2-3, сидящими в полукруге. Взрослый сидится напротив них и начинает рассказывать им вначале первоначальную часть рассказа, вслед за тем задаёт детям первые два вопроса, потом продолжает рассказывать и задаёт ещё два вопроса.
Рассказ, к примеру, может выглядеть следующим образом: «Жила-была девочка Дашенька. Решила Дашенька погулять, надев шапочку, пальтишко, ботинки, сошла по лесенке, потихоньку отворила дверь и вышла на улицу (первоначальная часть рассказа). На улице дети гуляют. Внезапно появилась собачка и начала лаять на Дашеньку – ав-ав! Дашенька напугалась и заплакала. А дядя сказал: «Не бойся, Дашенька, собачка не кусается», - и собачка убежала. Даша больше не плакала, а стала с детками играть (вторая часть рассказа)». Вслед за незначительной паузой воспитателем задаются вопросы: «Кто пошёл на улицу гулять?», «Что Дашенька надела?», «Кто испугал Дашу на улице?», «А что дядя сказал Даше?».
Поведение ребёнка – отвечает на вопросы взрослого.
Конструктивная речь.
При общении с взрослым употребляет трехсловные предложения, пользуется прилагательными и местоимениями.
Методика выявления – естественная обстановка (в период игры, режимных процессов, в общении с взрослым).
Поведение ребёнка – общается с взрослым через речь (двух- и трехсловные предложения).
Сенсорное формирование.
Подбирает по примеру и слову взрослого три контрастных цвета.
Материалом являются три пары варежек (красного, черного и пурпурного цвета).
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Перед детьми раскладывают варежки в таком порядке – красная, чёрная, пурпурная, красная, чёрная, пурпурная. Взрослый подаёт ребёнку варежку одного цвета и предлагает отыскать подобную ей. Потом порядок меняют: пурпурная, красная, чёрная, пурпурная, красная, чёрная. Задание повторяется.
Поведение ребёнка – верно подбирает по образцу три цвета: к красной варежке красную, к пурпурной пурпурную, к чёрной чёрную. Ребёнок должен решить одно задание.
Игра и действия с предметами.
Повторяет несколько последовательных действий (начало сюжетной игры).
1. Материалом являются кукла величиной 30 сантиметров, губка, полотенце, кубик (заместо мыла, ванна.
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Может также использоваться игра ребёнка, когда он моет куклу. Перед ребёнком раскладываются игрушки, и говорится ему: «Кукла испачканная».
Поведение ребенка – повторяет с куклой несколько последовательных действий, а именно кладёт куклу в ванну, применяет кубик заместо мыла, терёт губкой, моет рукой, утирает полотенцем. Все предметы употребляются по назначению.
2. Присмотр за ребёнком в свободной обстановке, когда он по ходу игры повторяет несколько последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном либо моет посуду и утирает её, лечит куклу – опускает пипетку в баночку, затем прикладывает к носу куклы.
Поведение ребёнка – когда ребёнок в любой обстановке повторяет несколько последовательных действий (два-три, применяя предметы по своему назначению, задание может считаться исполненным.
Движения.
Перешагивает сквозь преграды, чередуя шаг.
Материалом являются три-четыре брусочка.
Методика выявления – на дистанции двадцать сантиметров ложатся брусочки, и ребёнку предлагают перешагнуть через них, когда ребёнок не может понять задания, взрослому можно ему показать.
Поведение ребенка – идёт сквозь брусочки, чередуя шаг.
Навыки.
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика выявления – естественная обстановка (в момент одевания на прогулку либо вслед за сном). Ребёнку предлагают самостоятельно надеть ботинки, шапку, носки.
Поведение ребёнка – сам, без поддержки взрослого надевает вышеупомянутые предметы.
Возраст 2 года 6месяцев
Конструктивная речь.
1. Разговаривает многословными предложениями (больше трёх слов).
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослый свободно разговаривает с ребёнком на первую попавшуюся знакомую ему тему (в период деятельности либо режимных моментов).
Поведение ребёнка – в собственной речи использует хотя бы одно многословное предложение (больше трёх слов).
2. Возникают вопросы: «Где?», «Куда?».
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведутся записи речи ребёнка (в период самостоятельной деятельности либо режимных процессов) в ходе 20-30 минут.
Поведение ребёнка – хотя бы один раз спрашивает: «Где?», «Куда?».
Сенсорное формирование.
1. Выбирает по примеру ключевые геометрические фигуры в многообразном материале.
Материалом являются два набора основополагающих геометрических фигур (кубик, шарик, кирпич, призма, цилиндр, конус).
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым показывается ребёнку одна из геометрических фигур и ребёнок должен дать аналогичную фигуру.
Поведение ребёнка – верно подаёт взрослому подобающую фигуру.
2. Подбирает по примеру различные предметы четырёх основополагающих цветов.
Материалом является цветное лото, где есть четыре фона основополагающих цветов, и картинки с показом различных предметов четырёх цветов (нужно брать изображения известных предметов, однако которые не были использованы в занятиях).
Методика выявления - ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым даются ребёнку фоны четырёх цветов, потом показываются картинки с изображением предметов, которые окрашены в четыре основополагающих цвета (цвет чередуется). Взрослый узнаёт у ребёнка, на какой фон данную картинку необходимо положить.
Поведение ребёнка – верно выбирает по две картинки каждого цвета.
Навыки.
1. Целиком одевается, однако ещё не умеет застегивать пуговки и завязывать шнурки.
Методика выявления – естественная обстановка (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).
Поведение ребёнка – сам одевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.
2. Кушает опрятно.
Методика выявления – естественная обстановка (в период кормления).
Поведение ребёнка – кушает опрятно, не пачкая одежду, не оставляя грязь на столе.
Движения.
Перешагивает сквозь палку либо веревку, которая горизонтально приподнята от пола на двадцать-двадцатьвосемь сантиметров.
Материалом является палка либо верёвка.
Методика выявления - провоцирующая обстановка. Взрослым предлагается ребёнку перешагнуть сквозь палку либо верёвку, которая приподнята от пола на двадцать - двадцатьвосемь сантиметров.
Поведение ребёнка – перешагивает без затруднений, не цепляясь за палку либо верёвку.
Возраст 3 года.
Конструктивная речь.
1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведётся запись речи ребёнка (в период самостоятельной деятельности либо режимных процессов) в ходе двадцати-тридцати минут.
Поведение ребёнка – хотя бы один раз в собственной речи использует придаточное предложение.
2. Возникают вопросы «Почему?», «Когда?».
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведётся запись речи в период хода кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение двадцати-тридцати минут.
Поведение ребёнка – хотя бы один раз использует вопрос «Почему?» либо «Когда?».
Сенсорное формирование.
1. В собственной деятельности, верно, применяет геометрические фигуры по своему назначению.
Материалом является геометрическая мозаика, а также приложенные к ней карточки, где предоставлены описания нетрудных предметов (дом, пароход, дои с забором и т. п., в основании которых расположены основополагающие геометрические фигуры.
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослый подаёт ребёнку геометрическую мозаику, карточку-пример и делает предложение произвести соответствующее решение через накладывание на образец.
Поведение ребёнка – верно находит мозаику к рисунку.
2. Называет четыре основополагающих цвета.
Материалом являются восемь одноцветно окрашенных предметов по два одного цвета, однако, различной формы (к примеру, красный кубик, красный конус и другие).
Методика выявления - провоцирующая обстановка. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (цвет чередует).
Поведение ребенка – правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
Навыки.
1. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
Методика выявления – ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Поведение ребенка – самостоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.
2. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
Методика выявления – ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка – при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.
Движения.
Перешагивает сквозь палку либо верёвку, которая горизонтально приподнята от пола на 30-35 сантиметров.
Материалом является палка либо верёвка, которая поднята на вышеупомянутую высоту.
Методика выявления - провоцирующая обстановка. Взрослым предлагается ребёнку перешагнуть сквозь палку либо веревку.
Поведение ребёнка – перешагивает без затруднений, не трогаясь палки либо веревки.
(составлено При помощи трудов К. Л. Печоры и Г. В. Пантюхиной)