Лилия Талачёва
Формирование речевой активности детей раннего возраста посредством театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование речевой активности детей раннего возраста посредством
театрализованных игр"
Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево. Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве просто поставить на ноги человека? Необходимо помочь ему, несмышлёному малышу, набраться силёнок, понять мир вокруг себя, научить общаться и быть самостоятельным. Это очень сложный и ответственный труд, требующий знаний, большого мастерства и, конечно же, любви.
Публикация «Формирование речевой активности детей раннего возраста посредством театрализованных игр» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В группу раннего возраста приводят таких крох, что вначале трудно представить, как через 5 лет они, говорливые и рассудительные, будут готовы сесть за парту. Пока же они не могут выговорить имён и отчеств воспитателей, крепко привязаны к маме и многие очень болезненно переживают разлуку с ней. Постепенно воспитатели становятся вторыми мамами., друзьями для ребят. В этот переходный период для ребёнка особенно важно тёплое, доброе отношение к себе, чтобы почувствовать себя защищённым.
В этом возрасте формируется речь ребёнка. Некоторые дети долго остаются молчунами или говорят односложно, но это вовсе не значит, что наша работа по развитию речи бесполезна. Дети «копят» слова, набирают грамматических конструкций, просто момент говорения для них наступает позже.
К. Гельвеций говорил: «Воспитатель – волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых». Приятно чувствовать себя волшебником!
Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются
• разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
• постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
• формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
• взаимодействие детей со взрослыми.
Данный опыт работы основывается на принципах:
• от простого к сложному.
• доступность
• наглядность.
• поощрение.
Используемые педагогические технология:
• здоровьесберегающие технологии;
• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
• игровые технологии;
• технология проектной деятельности;
• информационно-коммуникативные технологии
• технология телесного контакта;
• «ТРИЗ» технология
•Арт-технологии (музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия. драматизация, кинезитерапия, звукотерапия,
Использование театрализации в разных видах деятельности педагогического процесса
В работе с детьми театрализация может использоваться в разных видах деятельности педагогического процесса. И кукла является помощником в решении многих педагогических задач. Она помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели со взрослым. Ведь ребенку легче выразить свои эмоции от лица куклы, чем что-то сказать от своего лица.
- в режимных моментах кукла Катя показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем, последовательно выполнять действия при одевании и раздевании;
- во время кормления приходит Зайчик - Степашка показывает, как правильно держать ложку, аккуратно кушать
- а в спальной комнате малышей ждет мягкая игрушка «Кот Баюн».
- в адаптационный период используем персонажи-игрушки (яркая говорящая кукла Маша, веселый красочный Петрушка, Лисичка-сестричка). Такие игрушки отвлекают детей, помогают расслабиться, снять напряжение. Кроме этого они вызывают у детей положительные эмоции, позитивные впечатления о детском саде.
- в организованной образовательной деятельности используем персонажи- игрушки как сюрпризные моменты.
Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).
Знакомя с литературными произведениями, сказками используем настольный театр. Параллельно знакомим детей с жестами, мимикой (изобразить удивление, показать сердитого волка, веселого зайчика) движениями (например: погрозить, потопать, похлопать, напугать).
В процессе индивидуальной работы учим малышей действовать с одним предметом персонажем, выполнять несколько действий и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.
Театрализованная игра у детей раннего возраста развивает:
- эмоциональную сферу (заставляет сочувствовать, сопереживать персонажам, выражать различные эмоции – радость, грусть);
- развивает непроизвольную эмоциональную речь;
- формирует опыт социальных навыков (воспитывает доброту, дружбу).
В работе с детьми раннего возраста театрализованные игры используем, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Они непродолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей).
Для успешного проведения театрализованных игр создаем доверительную атмосферу и импровизируем, используем главный методический прием - многократное повторение. Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки.
В групповой комнате внимание направлено на обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
В уголке по музыкально - театрализованной деятельности размещаются различные виды театров: фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо, настольный: театр резиновых игрушек, конусов, цилиндров, коробочек, плоскостной.
Любимым театром детей раннего возраста является настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками -персонажами, повторяют запомнившиеся фразы.
Приём эмпатии очень необходим в раннем возрасте. Сначала предлагается иллюстрация радостного солнышка, которое улыбается, затем дети изображают его, как оно радуется. Затем предлагалось изобразить радость без картинки по названию этюда. «Хмурая тучка» – изобразить печаль, показывали иллюстрацию и дети выражали эту эмоцию. «Фокус – покус» – изобразить удивление. Воспитатель играет с шариком, затем незаметно прячет его, и удивляется, куда делся шарик, побуждая детей также выразить удивление.
Также в работе использовались потешки для развития умения действовать в соответствии с текстом («Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока- белобока», песенки «Поезд», «Машина», «Я пеку, пеку, пеку», «Вышла курочка гулять», пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «Дружно пальчики сжимаем», «Пальцы в гости приходили», стихи А. Барто «Игрушки» – выполнение выразительных движений по тексту стихотворения)
Игры – имитации (изображения животных) на развитие выразительных движений. Детям предлагалось показать, как ходит медведь, лиса, заяц, лягушка и т. д. Вначале детям предлагалось выполнить имитации совместно с воспитателем (по подражанию, затем выполнить движения самостоятельно.
Знакомим детей с настольным театром. Сначала вся театрализованная деятельность выполняется воспитателем, постепенно побуждаем детей двигать своего героя под слова воспитателя и говорить.
Знакомим детей с пальчиковым театром, побуждаем детей двигать пальчиком и говорить за героя. Дети стараются выразительно передать своего героя, действовать и говорить за него.
Далее предлагается участие в театрализованной деятельности без пальчикового и настольного театра. Детям предлагается взять на себя роль сказочного героя, выбрать нужный атрибут. То есть дети должны двигаться и говорить сами за героев
Анализируя свою работу, можно сказать, что театрально-игровая деятельность обогатила детей новыми впечатлениями, знаниями, развила интерес к литературе, а также активизировала словарь, совершенствовалась
вязная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность. А самое главное, благодаря именно театрализованным играм, дети стали более раскрепощенными. Проведенная работа подтвердила целесообразность использования театрализованных игр для развития речи:
- Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения);
- Речь стала связной, выразительной, расширился словарный запас;
- Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;
-Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;
-У детей появился интерес к театру.
Так как использование театрализованных игр на занятиях дало желаемый результат, то и в дальнейшем в своей работе будем использовать театрализованные игры для развития речи детей. Отрадно видеть, что дети в группе любят театрализованные игры.
Итак, театрализованные игры – это один из эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.