Ольга Соколова
Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии
▼ Скачать + Заказать документы
Анна Александровна Люблинская определяла речь, как могучее средство общения и взаимодействия людей.
В толковом словаре можно прочесть, что:
• речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Публикация «Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
Развитие речи связано с органическим развитием мозга, но, тем не менее, в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми, а также специально организованной обстановкой.
Итак, почему у некоторых детей речевое развитие задерживается?
Запаздывание речи обусловлено следующими причинами:
• Заболевание ушей и носоглотки;
• Длительные соматические заболевания, которые приводят к физическому истощению;
• Различные поражения ЦНС, которые сопровождаются общей задержкой в психическом развитии;
• Недостатки воспитания, когда ребенок не получает от взрослых достаточного внимания, когда с ним не занимаются.
Для того, чтобы определить уровень сформированности речи, педагогу
необходимо знать особенности психоречевого развития ребенка раннего возраста, помнить, что темп речевого развития у детей может быть индивидуальным, владеть диагностическими методами.
Каковы особенности психоречевого развития детей раннего возраста?
Формирование четкой и правильной речи возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха, полноценному строению, сглаженной работе губ, языка, мягкого неба, гортани, голосовых связок, а также речевого дыхания.
Строение голосового аппарата ребенка существенно отличается от строения голосового аппарата взрослого человека. Голосовой аппарат новорожденного приблизительно в 2 раза короче, чем у взрослого.
У малышей наблюдаются несовершенства речевого дыхания.
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи.
2. Неэкономичное, неравномерное распределение выдыхаемого воздуха: нередко ребенок не договаривает, «заглатывает» конец слова.
3. Неумелое распределение дыхания по словам: дитя вдыхает посередине слова.
4. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то тихо, то громко.
Какими особенностями речевого развития характеризуется второй год жизни?
В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает пользоваться упрощенными или звукоподражательными словами. Он уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый, а к 1 году и 3 месяцам – выполнить простые действия, несложные поручения. Быстро растет количество слов, которые он понимает. В 1 год малыш говорит 6-10 слов. К двум годам его активный словарь достигает приблизительно 100 слов. Ребенок употребляет названия лишь тех предметов и игрушек, с которыми постоянно действует. С 1,5 лет ребенок начинает пользоваться простыми фразами. Они, правда, еще небольшие, всего из двух слов: «Мама, бум-бум», «Дай пить». Через 3-4 месяца число слов в предложении может вырасти до 4. Это, конечно, совсем не те красивые, правильно построенные фразы, которыми ребенок будет пользоваться года через три. О предлогах и союзах вообще думать рано. Но это качественно новый этап в развитии детской речи, очень важное достижение. Теперь можно читать книжки.
Каковы особенности звукопроизношения ребенка второго года жизни?
К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко почти все гласные и многие согласные звуки – М, П, Б, Т, Д, Н, К, Г, В, Ф, Й. Однако некоторые согласные часто произносятся им смягченно («дяй» вместо «дай»). Вместо общепринятых слов ребенок продолжает употреблять звукоподражания (собака – «ав-ав», часы – «тик – так» и пр.) Иногда вместо целого слова ребенок может произнести только ударный или первый слог (кукла – «ку», упал – «па»). Часто одно и то же слово ребенок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.
К двум годам ребенок начинает четче произносить гласные звуки, правильно воспроизводить многие, наиболее легкие согласные, усваивает простейшую интонацию. Отчетливость произнесения звуков в этот период жизни зависит от их места в слове. Так, в простых двусложных словах с открытыми слогами (мама, Вова) малыш правильно произносит все звуки, но в словах, состоящих из трех и более слогов, часто заменяет или пропускает звуки и слоги. Формируется фонематический слух, то есть умение различать на слух звуки по их характеристикам.
Какие задачи стоят перед воспитателем по развитию речи ребенка второго года жизни?
Развитие мелкой моторики.
Укрепление и развитие движений органов артикуляции.
Выработка правильного речевого дыхания (учить производить длительный
протяжный выдох через рот).
Обучать умению различать и воспроизводить речевые интонации.
Формирование слухового внимания, фонематического слуха.
Уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков.
Развитие понимания речи окружающих.
Накопление и расширение активного словаря.
Обучение умению выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.
Далее поговорим об особенностях речевого развития детей третьего года жизни
Чем речь ребенка третьего года жизни отличается от речи двухлетнего малыша?
На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление : он начинает сравнивать предметы, устанавливать между ними простые связи, обобщает сходные предметы. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших по объему рассказов, сказок, может вслед за взрослым построить довольно сложные слова и фразы. Быстро пополняется словарь ребенка: количество слов увеличивается примерно на 25 в месяц.
Каковы особенности звукопроизношения ребенка третьего года жизни?
На третьем году жизни звукопроизношение детей еще далеко от совершенства. Это связано с тем, что у большинства детей движения губ, языка, нижней челюсти вялы, замедленны, часто неточны, координация мелких движений несовершенна. Отмечается:
- смягчение свистящих звуков С, З, Ц;
- трудные для произношения шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч заменяются более легкими – мягкими свистящими звуками;
- иногда звук Ч заменяется на Ть;
- согласные Р, Рь, Л отсутствуют или заменяются звуками Ль, Й.
Согласно ориентировочным показателям развития речи детей третьего года жизни, разработанным Н. М. Аксариной, к концу этого возрастного этапа ребенок в основном правильно произносит все звуки, кроме шипящих и сонорных. В практике также нередки случаи, когда трехлетние малыши овладевают правильным произношением всех звуков, но большинство усваивают их несколько позднее, к 5 или даже 6 годам.
Каковы задачи воспитателя по развитию речи ребенка третьего года жизни.
Развитие мелкой моторики.
Укрепление и развитие движений органов артикуляции.
Выработка правильного речевого дыхания (учить произвольно свободно, долго и плавно выдыхать через рот).
Обучать умению различать и воспроизводить речевые интонации, регулировать громкость голоса.
Формирование слухового внимания, фонематического слуха.
Уточнение и закрепление доступных в артикуляционном отношении звуков.
Развитие понимания речи окружающих.
Накопление и расширение активного словаря (до 1200-1500 слов и пополнение его различными частями речи).
Развитие грамматического строя речи (использование простого распространенного предложения, а после 2,5 лет – сложноподчиненного предложения; образование множественного числа существительных, глаголов).
Формирование начатков связной речи (учить давать ответы на вопросы по наглядной ситуации, по картинке, по содержанию небольшого по объему текста). рекомендации…
Разговор с самим собой.
Параллельный разговор
Провокация или искусственное непонимание ребенка.
Распространение.
Приговоры.
Выбор.
Игры с природным материалом.
Продуктивные виды деятельности.
Замещение.
Ролевая игра.
Музыкальные игры.
Артикуляционная гимнастика.
Таким образом, если у ребенка задержка речевого развития, воспитатель до тех пор, пока малыш не переведен в спец. речевую группу, должен помогать ему на общих и индивидуальных занятиях. Чтобы ребенок приобрел определенный словарный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых, необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, на прогулке, каждый раз называя окружающие предметы, совершаемые действия. Когда ребенок овладевает некоторым количеством слов (20-30, воспитатель начинает приучать его пользоваться фразами. Производя любое действие, педагог сопровождает его речью («Ляля спит», того же постепенно начинает требовать от ребенка.
Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.