МААМ-картинки

Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии

Ольга Соколова
Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии
▼ Скачать + Заказать документы

Анна Александровна Люблинская определяла речь, как могучее средство общения и взаимодействия людей.

В толковом словаре можно прочесть, что:

• речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Публикация «Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии» размещена в разделах

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Развитие речи связано с органическим развитием мозга, но, тем не менее, в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми, а также специально организованной обстановкой.

Итак, почему у некоторых детей речевое развитие задерживается?

Запаздывание речи обусловлено следующими причинами:

• Заболевание ушей и носоглотки;

• Длительные соматические заболевания, которые приводят к физическому истощению;

• Различные поражения ЦНС, которые сопровождаются общей задержкой в психическом развитии;

• Недостатки воспитания, когда ребенок не получает от взрослых достаточного внимания, когда с ним не занимаются.

Для того, чтобы определить уровень сформированности речи, педагогу

необходимо знать особенности психоречевого развития ребенка раннего возраста, помнить, что темп речевого развития у детей может быть индивидуальным, владеть диагностическими методами.

Каковы особенности психоречевого развития детей раннего возраста?

Формирование четкой и правильной речи возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха, полноценному строению, сглаженной работе губ, языка, мягкого неба, гортани, голосовых связок, а также речевого дыхания.

Строение голосового аппарата ребенка существенно отличается от строения голосового аппарата взрослого человека. Голосовой аппарат новорожденного приблизительно в 2 раза короче, чем у взрослого.

У малышей наблюдаются несовершенства речевого дыхания.

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи.

2. Неэкономичное, неравномерное распределение выдыхаемого воздуха: нередко ребенок не договаривает, «заглатывает» конец слова.

3. Неумелое распределение дыхания по словам: дитя вдыхает посередине слова.

4. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то тихо, то громко.

Какими особенностями речевого развития характеризуется второй год жизни?

В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает пользоваться упрощенными или звукоподражательными словами. Он уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый, а к 1 году и 3 месяцам – выполнить простые действия, несложные поручения. Быстро растет количество слов, которые он понимает. В 1 год малыш говорит 6-10 слов. К двум годам его активный словарь достигает приблизительно 100 слов. Ребенок употребляет названия лишь тех предметов и игрушек, с которыми постоянно действует. С 1,5 лет ребенок начинает пользоваться простыми фразами. Они, правда, еще небольшие, всего из двух слов: «Мама, бум-бум», «Дай пить». Через 3-4 месяца число слов в предложении может вырасти до 4. Это, конечно, совсем не те красивые, правильно построенные фразы, которыми ребенок будет пользоваться года через три. О предлогах и союзах вообще думать рано. Но это качественно новый этап в развитии детской речи, очень важное достижение. Теперь можно читать книжки.

Каковы особенности звукопроизношения ребенка второго года жизни?

К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко почти все гласные и многие согласные звуки – М, П, Б, Т, Д, Н, К, Г, В, Ф, Й. Однако некоторые согласные часто произносятся им смягченно («дяй» вместо «дай»). Вместо общепринятых слов ребенок продолжает употреблять звукоподражания (собака – «ав-ав», часы – «тик – так» и пр.) Иногда вместо целого слова ребенок может произнести только ударный или первый слог (кукла – «ку», упал – «па»). Часто одно и то же слово ребенок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.

К двум годам ребенок начинает четче произносить гласные звуки, правильно воспроизводить многие, наиболее легкие согласные, усваивает простейшую интонацию. Отчетливость произнесения звуков в этот период жизни зависит от их места в слове. Так, в простых двусложных словах с открытыми слогами (мама, Вова) малыш правильно произносит все звуки, но в словах, состоящих из трех и более слогов, часто заменяет или пропускает звуки и слоги. Формируется фонематический слух, то есть умение различать на слух звуки по их характеристикам.

Какие задачи стоят перед воспитателем по развитию речи ребенка второго года жизни?

Развитие мелкой моторики.

Укрепление и развитие движений органов артикуляции.

Выработка правильного речевого дыхания (учить производить длительный

протяжный выдох через рот).

Обучать умению различать и воспроизводить речевые интонации.

Формирование слухового внимания, фонематического слуха.

Уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков.

Развитие понимания речи окружающих.

Накопление и расширение активного словаря.

Обучение умению выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

Далее поговорим об особенностях речевого развития детей третьего года жизни

Чем речь ребенка третьего года жизни отличается от речи двухлетнего малыша?

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление : он начинает сравнивать предметы, устанавливать между ними простые связи, обобщает сходные предметы. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших по объему рассказов, сказок, может вслед за взрослым построить довольно сложные слова и фразы. Быстро пополняется словарь ребенка: количество слов увеличивается примерно на 25 в месяц.

Каковы особенности звукопроизношения ребенка третьего года жизни?

На третьем году жизни звукопроизношение детей еще далеко от совершенства. Это связано с тем, что у большинства детей движения губ, языка, нижней челюсти вялы, замедленны, часто неточны, координация мелких движений несовершенна. Отмечается:

- смягчение свистящих звуков С, З, Ц;

- трудные для произношения шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч заменяются более легкими – мягкими свистящими звуками;

- иногда звук Ч заменяется на Ть;

- согласные Р, Рь, Л отсутствуют или заменяются звуками Ль, Й.

Согласно ориентировочным показателям развития речи детей третьего года жизни, разработанным Н. М. Аксариной, к концу этого возрастного этапа ребенок в основном правильно произносит все звуки, кроме шипящих и сонорных. В практике также нередки случаи, когда трехлетние малыши овладевают правильным произношением всех звуков, но большинство усваивают их несколько позднее, к 5 или даже 6 годам.

Каковы задачи воспитателя по развитию речи ребенка третьего года жизни.

Развитие мелкой моторики.

Укрепление и развитие движений органов артикуляции.

Выработка правильного речевого дыхания (учить произвольно свободно, долго и плавно выдыхать через рот).

Обучать умению различать и воспроизводить речевые интонации, регулировать громкость голоса.

Формирование слухового внимания, фонематического слуха.

Уточнение и закрепление доступных в артикуляционном отношении звуков.

Развитие понимания речи окружающих.

Накопление и расширение активного словаря (до 1200-1500 слов и пополнение его различными частями речи).

Развитие грамматического строя речи (использование простого распространенного предложения, а после 2,5 лет – сложноподчиненного предложения; образование множественного числа существительных, глаголов).

Формирование начатков связной речи (учить давать ответы на вопросы по наглядной ситуации, по картинке, по содержанию небольшого по объему текста). рекомендации…

Разговор с самим собой.

Параллельный разговор

Провокация или искусственное непонимание ребенка.

Распространение.

Приговоры.

Выбор.

Игры с природным материалом.

Продуктивные виды деятельности.

Замещение.

Ролевая игра.

Музыкальные игры.

Артикуляционная гимнастика.

Таким образом, если у ребенка задержка речевого развития, воспитатель до тех пор, пока малыш не переведен в спец. речевую группу, должен помогать ему на общих и индивидуальных занятиях. Чтобы ребенок приобрел определенный словарный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых, необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, на прогулке, каждый раз называя окружающие предметы, совершаемые действия. Когда ребенок овладевает некоторым количеством слов (20-30, воспитатель начинает приучать его пользоваться фразами. Производя любое действие, педагог сопровождает его речью («Ляля спит», того же постепенно начинает требовать от ребенка.

Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.

Публикации по теме:

Консультация «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Методическая разработка «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Гусарова Н. А., воспитатель МБДОУ д/с №16.

Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста Игры и игровые упражнения с куклой по речевому развитию детей раннего возраста на месяц Воспитатель Гусарова Н. А., МБДОУ д/с №16 Кукла.

Особенности развития речи детей в группе раннего возраста Доклад к педагогическому совету Тема: «Особенности развития речи детей в группе раннего возраста» Одним из центральных направлений педагогической.

Методическая разработка «Пальчиковые игры — лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста» Методическая разработка вос-ля дошкольной группы МОУ Кладовицкая ООШ Ростовского М. Р. Дорофеевой Н. А. «Пальчиковые игры - лучший способ.

Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Игра, являясь.

Консультация «Особенности развития детей раннего возраста» Статья По теме: Особенности развития детей раннего возраста Автор: Архипова Оксана Михайловна Должность: воспитатель ОУ:.

Особенности развития детей раннего возраста. От 2-до 3 лет ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Давно известно, что на втором-третьем году жизни развитие ребенка идет очень активно. Развивается.

Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Терлецкая Мария Павловна, отделение педагогических специальностей, специальность:.

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством малых жанров фольклора Цель: развитие речевой активности детей второго года жизни посредством использования малых жанров фольклора Сентябрь Задачи: 1. Приобщать.

Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста (тест) Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 22:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Соколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД