Светлана Коваленко
Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Коваленко С. В. воспитатель, МБДОУ№41, г. Усть-Лабинск
Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации
Игра «Рисунки на песке»
Описание игры. Рассыпьте манную крупу (крупный речной песок, пшено, рис или любую другую крупу) на подносе или специальном релаксационном столике с бортиками. Можно насыпать ее горкой или разгладить. Взять руки ребёнка в свои и выполнять различные движения, оставляя узорчатый след на поверхности. Далее предоставить возможность ребёнку самостоятельно рисовать. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Целесообразно поддерживать с малышом беседу, или эмоционально комментировать происходящее, тем самым налаживая больший контакт с ребёнком. Полезно выполнять движения двумя руками.
Публикация «Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Темочки
Игра «Разговор с игрушкой»
Описание игры.
Вариант. Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка (можно использовать обычные игрушки). Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками.
Вариант. Можно использовать игрушку любимую конкретным малышом (Маша из мультфильма «Маша и медведь», попугай Кеша и т. д. у каждого ребёнка своя любимая игрушка). Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Вариант. Разговор по телефону. В наше время даже малыши знакомы с сотовыми телефонами. Многим детям в адаптационный период легче высказать свои переживания, именно по телефону, чем ещё малознакомому воспитателю.
«Хоровод с куклой»
Описание игры: Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый побуждает детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребёнку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую песню.
Игра проводится с двумя или тремя детьми.
«Пришел Петрушка»
Описание игры: Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его вместе с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
«Покружимся»
Описание игры: Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружится, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием, побуждая ребёнка выполнять те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь.
«Игра с собачкой»
Описание игры: Воспитатель держит в руках собачку и произносит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Саше лапу!
Подходит с собачкой к ребёнку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребёнок «кормит» собаку. Собака «ест», «лает»и «говорит» ребё нку : «Спасибо».
Игра «Ах вода, водица…» (температура воды регулируется в зависимости от температуры воздуха)
Описание игры.
Вариант. В таз с водой опускаются пластиковые игрушки (рыбки, уточки, шарики и т. д., баночки с отверстиями, контейнеры разной формы, ребёнок переливает воду из одной ёмкости в другую.
Вариант. Миску с водой заполнить пуговицами, небольшими кубиками, морскими гладкими ракушками и т. д. и поиграть с ними:
• взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
• собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камешки;
• приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность игры – не более пяти минут.
Вариант. Если ребёнок не желает прекращать игру, можно предложить пускание бумажных корабликов по водяной глади, тем самым ребёнок не будет соприкасаться с водой и игра будет продолжена.
Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.
«Лови мячик!»
Описание игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
«Догоню-догоню»
Описание игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.
- Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять!
- Догоню-догоню!
Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит.
«Иди ко мне»
Описание игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
«Хоровод»
Описание игры: Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
«Солнышко и дождик»
Описание игры: Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площади. По сигналу «Дождик! Скорее домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
«Поезд»
Описание игры: Воспитатель предлагает поиграть в «поезд» : «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы
«Мяч в кругу»
Описание игры: Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
«К дереву беги»
Описание игры: В двух-трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке – привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.
«Мы топаем ногами»
Описание игры: Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.
«Мяч»
Описание игры: Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Мой веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
Дидактические игры:
Очень важны в период адаптации игры, позволяющие познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающем, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память, внимание, воображение, восприятие.
Д/и «Подбери по цвету»
Цель: развитие логического и творческого мышления детей, развитие мелкой моторики рук, формировать умение различать и правильно называть четыре основных цвета. Закреплять умения детей составлять узор, ориентируясь на цвет.
Описание игры:
1. Ребёнку предлагается разложить цветные кружочки на цветные квадратики соответствующие по цвету.
2. Предложить ребёнку самому придумать узор из цветных кружков.
Д/и «Собери бусы»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; Формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; Развитие усидчивости.
Оборудование: цветные веревочки, цветные крышечки от пластиковых бутылок с отверстием (красный, желтый, синий, зелёный).
Описание игры:
1. Ребёнку предлагается собрать бусы по цвету верёвочки;
2. Собрать разноцветные бусы по желанию ребёнка.
Д/и «Скручивание ленты»
Цель: укрепление и развитие детской руки, формирование игровой и учебно-практической деятельности.
Оборудование: атласные ленты до 80 см., разного цвета.
Один конец ленты закреплён на палочке (карандаш) с выступающими концами.
Описание игры:
1. Ребёнок закручивает ленту на палочку;
2. Игра в паре «кто быстрей»
Д/и «Шарики»
Цель: развивать умения узнавать и называть цвета; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: из картона вырезаны шарики, обклеены цветной бумагой;
верёвочки соответствующего цвета.
Описание игры:
Завязать веревочку соответствующую шарику.
Игры с прищепками
Цель: обогащать сенсорный опыт детей; развивать познавательную активность детей, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: разноцветные прищепки, из картона вырезаны различные предметы (ёлка, ёжик, солнышко) обклеены цветной бумагой.
Описание игры: Прикреплять прищепки по контуру заданной фигуры. Можно предложить вариант использования прищепок одного цвета, или чередуя их по цвету.
Игра «Шумелки»
Цель: учить дифференцировать не речевые шумы, находить одинаковые по звучанию, развивать логическое мышление, внимательность, память
Оборудование: баночки наполненные разными наполнителями по парам, при встряхивании производят звук.
Описание игры: найти одинаковые по звуку баночки, с одинаковыми наполнителями.