Приложение МААМ

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Анна Рылякина
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня я своей публикацией хотела бы, возможно, помочь студентам, педагогам, родителям и просто читателям. В этой статье я отразила теоретические основы речевого развития детей дошкольного возраста. Данная статья может послужить в написании практической, дипломных работ. Используйте пожалуйста и не благодарите:).

Темочки:

Речь необходимо анализировать как элемент интенсивного, направленного коммуникативного действия, так же как и компонент общения, так как в процессе разговора человек может контактировать с другими людьми, в ходе которого он восполняет и обогащает собственный кругозор и устанавливает отношения с окружающим социокультурным и природным миром. Во время разговорного общения совершается самопознание самого себя, собственного «Я» и возникает вероятность выразить и реализовать себя.

Речь развивается и складывается в общении с людьми. Интересы становления языка малыша настоятельно просят постепенного расширения его общественных связей. Они воздействуют как на оглавление, например, и на структуру речи. В собственном общественном развитии малыш, начиная с первичной общественной ячейки (мать и дитя, членом которой он делается в момент рождения, каждый день разговаривает с людьми, а это, естественно, воздействует на высококачественный подъем и проявление его речи.

Собеседниками малыша обязательными должны быть сверстники и взрослые, этот факт более принципиален и значим, дабы малыш находился в среде собственных сверстников, дабы ему была предоставлена широкая вероятность знаться с ребятами, выступать, перекидываться думами и эмоциями в результате такого общения происходит собственная речь малыша.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, приобретают важную форму речевого общения – устная речь. Речевое общение в его полном облике– осознание речи и функциональная речь – развивается небольшими темпами.

Более значимой из созданных людьми коммуникационных структур считается разговорное общение, которое играет весомое значение в различных областях общественной жизни. Гениальный российский специалист по психологии С. Л. Рубинштейн в собственной книжке «Основы общей психологии» показывает на то, собственно, что у речи единственная главная функция, а ее предназначение- это работать средством общения» Научным работником подчеркивается, собственно то, что процесс духовного, намеренного общения меж людьми исполняется посредством речи.

Психологическая периодизация позволяет выделить следующие возрастные периоды, характеризующиеся определенным речевым развитием.

1. Младенческий возраст – от 0 – 12 месяцев.

Ребенок способен реагировать на голоса окружающих. Проявляются функции: улыбка, может смеяться, может лепетать, жестикулировать. Свойственны проявления экспрессивной функции речиво время младенческого возраста возникает потребность в общении, который носит эмоционально-содержательный характер; так же возникает потребность чего –либо достигнуть. К концу становления возрастного периода может проявить себя вербальная речь, выражается в назывании отдельных самых простых предметов

2. На раннем этапе развития (от одного года до трех лет) ребенок обладает обобщающей функцией слов. Малыш указывает вещи, правильно называя их, в следствии чего словарный запас увеличивается, развивается кругозор и мышление. Таким образом осуществляется слияние обобщения и общения. Сначала ребенок усваивает слоговую структуру слова, а затем только звуковую. Ведущая практическая деятельность данного этапа – игра, с которой речь в тесной взаимосвязи. В процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий его мир, познает предметы, ребенок знакомится со способами рационального и цельного использования их в действии.

3. На этапе младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни) у детей происходит явное усовершенствование разговорной речи, слова произносятся более отчетливо. Дошкольники уже точно знают, как называются предметы, окружающие его, активизируется словарь предметами быта, одежды, мебели и прочее. В речи детей кроме существительных и глаголов используются прилагательные, наречия, и другие части речи.

Употребление сложносочиненных и сложноподчинённых предложений детьми употребляется, но весьма редко. В этом возрасте дети сталкиваются с проблемой вычленения звуков в словах и в то же время способны замечать неправильное звучание у других. Речь носит больше ситуативный характер, так, как она искажена и не совершенна в словарно-грамматическом отношения, произношение слов нечисто и неправильно. Дошкольник с подсказками взрослого способен пересказать тексты из художественной литературы, продекламировать маленькое стихотворение. Инициатором общения чаще всего выступает малыш.

4. К пятилетнему возрасту, а это средний дошкольный этап, у малыше резко прогрессирует произношение, у многих завершается процесс усвоения звуков. Разговорная речь уже становится чище, увеличивается и потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. На этоп этапе происходит овладение детьми монологической речью, но она не совсем идеальна и совершенна, в основном имеет ситуативный вид.

5. У старшего дошкольника происходит совершенствование всех сторон речи. Произношение предложений носит развернуты характер. Ребенок склонен употреблять точные фразы, выделяя существенные признаки. Кроме существенных признаков предметов малыш начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними. Дошкольник активно пытается отвечать на поставленные вопросы, сам формулировать их так, чтобы окружающие слушатели могли его понять. Одновременно с самокритичностью к своим суждениям дошкольник увеличивает оценку критике и к своим сверстникам. Расширение словарного запаса кроме употребления суффиксов, приставок, существительных, все чаще можно встретить собирательные существительные, увеличивается запас прилагательных, обозначающих состояние предметов, материал, свойства и другое. На этом этапе словарный запас детей имеет прирост от 1000 до 1200 слов (в сравнении с предыдущим этапом, хотя дать оценку точному количеству увеличения словаря в точных единицах непросто. К окончанию шестого года жизни ребенку свойственно более тонко и четко дифференцировать собирательные существительные. Например, способен правильно называть животных – лиса, медведь, заяц, кабан, кроме этого он знает, что это дикие звери, а кролик, кошка, свинья-это домашние животные. Еще в это время дети активно применяют в речи глаголы, прилагательные, отвлеченные существительные. Много слов из пассивного словаря переходят активный.

Но несмотря на то, что лексика ребенка значительно возрастает, он пока очень далёк от самостоятельного использования слов.

Ребенок на шестом году жизни более развернуто может передать содержание событий, произошедшие с ним или случаи, которые ему довелось увидеть, может близко к содержанию текста сказки предать его как с опорой на иллюстрации, так и без их наличия; совершенствуется монологическая речь; самостоятельно раскрывает содержание картинки.

Мышцы артикуляционного аппарата становятся более крепкими, поэтому дошкольники могут четко воспроизводить все звуки родного языка.

Но бывает и такое, что у многих детей данного возраста еще только заканчивается становление произношения в речи некоторых сонорных звуков и некоторых шипящих. В связи с этим дошкольники воспроизводят уже четко и внятно различной сложности слова.

В разговорной речи со сверстниками и взрослыми дети пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, т. е. могут соизмерять громкость речи с учетом расстояния до слушателя, характера высказывания. В обыденном общении они пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности; они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Дети, которые имеют недостатки звукопроизношения, должны получать логопедическую помощь. С такими детьми организовываются занятия, которые в зависимости от тяжести, количества и характера нарушений проводятся или воспитателем, или (при обширном косноязычии) логопедом. Эти занятия (индивидуальные или с группой из 3-5 человек) организуются не реже 25 раз в неделю и направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или их закрепление, введение в речь.

Следует отметить, что на конец шестого года у ребенка в речевом развитии происходит на высоком уровне. Малыш отчетливо и ясно воспроизводит слова, правильно произносит все звуки родного языка, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно использует грамматические формы, высказывания приобретают более содержательный характер.

Процесс овладения речью в дошкольном возрасте –это еще не предел. Речь не всегда бывает интересной и содержательной, правильной, поэтому увеличение словарного запаса, активация правильной грамотной речи, совершенствование умение четко выражать сои мысли, выразительно и более интересно передавть содержание художественного текста будут продолжать свое становление, формирование и развитие в школе, да и в дальнейшем на протяжении всего жизненного пути

В дошкольном возрасте основной и главной особенностью речевого развития является то, что ребенок переходит к сознательному овладению речью.

Речевое развитие происходит при помощи различных речевых упражнений. При разработке таких упражнений дошкольный работник опирается на свойственные ребенку формы умственной работы –индукция, анализ, синтез, дедукция, на умение выделить существенные признаки, обобщение, конкретизация, выявление причинно-следственных связей между объектами, явлениями, сопоставление, противопоставление. На решение логических, связных с мыслительной деятельностью задач.

В ходе изучения и анализа возрастных особенностей речевого развития детей дошкольного возраста, мы узнали, что в своём развитии детская речь проходит несколько этапов, качественно отличающихся друг от друга.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 12:35
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Рылякина (УИ 691356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД