Галина Лебедева
Консультация для воспитателей «Особенности ребенка с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности ребенка с РАС (консультация для воспитателей)
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
РАС – это целая группа расстройств развития, которые проявляются в нарушении способности к общению, специфике обработки сенсорной информации и склонности к стереотипиям – ограниченным повторяющимся моделям поведения. РАС может сопровождаться снижением интеллекта, ДЦП, эпилепсией и другими нарушениями. При этом среди таких детей немало тех, у кого интеллект сохранен или даже превосходит возрастную норму.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
РАС в четыре раза чаще встречаются у мальчиков. Но одна из форм – синдром Ретта – в настоящее время диагностировалась только у девочек. У детей с данным синдромом отмечается потеря речи и произвольного управления телом, а также замедляется рост головы.
Среди вероятных причин РАС – нарушения биохимии мозга, недоношенность, хромосомные аномалии, слишком ранний (до 18) и зрелый (после 45) возраст матери и отца (50 лет и старше). В системной семейной терапии существует гипотеза о том, что ребенка с РАС порождает семейная система с нарушенными отношениями: негибкими правилами, неискренним общением, разными формами зависимых отношений и абьюза. В рамках этой гипотезы есть свидетельства, что оздоровление отношений в семье сопровождается некоторым оздоровлением ребенка с РАС.
КОММУНИКАТИВНОСТЬ
Ребенок с РАС не стремится к общению и обмену эмоциями.
Он не использует мимику и жесты в общении или делает это странно.
Ребенок с РАС не понимает мимику и жесты других людей.
Использует периферическое (боковое) зрение, избегает зрительного контакта: не смотрит в глаза, отводит взгляд.
Не может правильно подстроиться к взаимодействию: не пытается или не умеет выбрать тон, тему разговора, не может поддержать игру, войти в нее, отвечает нелепо, странно.
ПОВЕДЕНИЕ
Ребенок с РАС повторяет одни и те же движения, слова и фразы.
Одинаково использует объекты (выкладывает предметы по цвету ежедневно одним и тем же образом).
Стремится к постоянству и предсказуемости.
Привязан к нефункциональным ритуалам.
Пытается съесть несъедобное.
Неадекватно реагирует на изменения социальной ситуации.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И КОНТАКНОСТЬ
Ребенок с РАС остро и сильно реагирует на незначительные сенсорные стимулы: например, различные запахи, легкое касание, при этом как будто совершенно не чувствителен к значительным: например, боль, холод.
Он испытывает сильный стресс при малейших изменениях. Внешне никак не реагирует на обращения к нему или реагирует негативно: уходит, плачет, кричит.
Часто избегает прикосновений, не любит ласку.
ПОЗНАВТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Ребенок с РАС не имеет нарушений интеллекта.
Имеет крайне ограниченные и фиксированные интересы (детальное знание о поездах или карте) .
Стремится к систематизации.
Пример игр и заданий, которые нужно включать в работу с детьми с РАС
Куклы. Вам понадобятся куколки: девочка и мальчик, кукольная мебель, предметы быта. Покажите ребенку, как одеть куколку, уложить в кровать, накормить с ложечки. Также важно продемонстрировать, как куколки говорят друг другу «привет», «нет», «да», «мое», «твое». Игры с куклами развивают бытовые и социальные навыки ребенка с РАС.
Конструкторы. Предложите ребенку с РАС любые конструкторы: лего, металлические, магнитные, мягкие. Покажите, как соединять детали. Выдайте для начала простые инструкции-рисунки – как соединять две-три детали.
Игры с сыпучими предметами. Подойдут галька, крупа, фасоль. Только необходимо следить, чтобы ребенок их не ел. Покажите, как пересыпать материалы, как закапывать в них маленькую игрушечку и находить ее. Можно продемонстрировать «дождь» из крупы: взять ее в горсть и посыпать на остальную крупу. Такие игры успокаивают ребенка, стимулируют к взаимодействию с взрослыми, к подражательной деятельности
Игры с водой. Дайте ребенку емкость с теплой водой, стаканчики для переливания воды, резиновые игрушки. Можно использовать краски: покажите, как их растворять в воде и смешивать цвета. Можно взять тазик с водой и готовую игру «рыбалочка»: удочка с магнитом и фигурки рыб или лягушек с магнитиками. Покажите ребенку, как удочкой надо выловить их из воды. Такие игры успокаивают детей с РАС.
Пооперационные карты. Это наглядные картинки с последовательностью операций, которые нужны для определенного действия, например, сборов на прогулку. Используйте их, чтобы объяснить ребенку с РАС алгоритмы сложных операций – тогда он сможет понять их изнутри, и сами действия не будут провоцировать сильный стресс.
Многократные повторения в игре. Используйте простую развивающую игру: пирамидку, классификацию, шнуровку – снова и снова показывайте образец действий и четко озвучивайте свои действия вслух. Даже если кажется, что ребенок никак не реагирует, он запоминает и когда-то использует это.
Карточки-опоры с цветовыми подсказкам. Эти карты похожи на пооперационные, но на них строгая последовательность шагов, изображенная через последовательные цвета. Наклейте на большой лист полоски бумаги разных цветов в определенной последовательности: розовый, зеленый, желтый, синий, черный, фиолетовый. Под каждой полоской наклейте изображение нужного действия. Например, розовая полоска и шкафчик – подойти к шкафчику. Эта же последовательность цветов облегчит введение нового действия.
Танцевальные движения. Покажите ребенку с двигательными стереотипиями одно-два простых танцевальных движения. Это может помочь отвлечься от стереотипий. Танцевальная терапия позволяет научить ребенка с РАС выстроить связь со своим телом и осознанно им управлять. Кроме того, танец снимает мышечное и эмоциональное напряжение, расширяет двигательный репертуар.
Шахматы и шашки. Покажите ребенку с РАС доску для шашек, расскажите, как играть, предложите попробовать. Если ребенка увлечет игра, можно перейти к шахматам: показать фигуры и как они могут ходить по доске
ВСЕГДА ПОМНИТЕ:
Ребенок не виноват. Он не хочет и не умеет общаться, слабо умеет проявлять эмоции, странно реагирует на внешние стимулы. Он иначе не может. Не стыдите ребенка за это и старайтесь спокойно воспринимать его особенности.
Не игнорируйте симптомы. Любые признаки, которые могут указывать на наличие РАС, увидели вы их сами или услышали от кого-то из наблюдавших за ребенком, следует как можно скорее обсудить со специалистами.
Дети с РАС не бесчувственны. Они способны любить, привязываться, только они иначе это переживают и демонстрируют. Не требуйте от ребенка быть таким же, как другие дети.
Выполняйте рекомендации специалистов. Проводите индивидуальную работу с ребенком по рекомендациям дефектолога, логопеда, психолога. Напоминайте родителям о рекомендациях, которые дали специалисты, чтобы они тоже следовали им дома.
Говорите с ребенком. Каким бы слабым собеседником он ни был, нужно с ним разговаривать, озвучивать свои действия, правила, обсуждать происходящее. Почитайте книги А. Фабер и Э. Мазлиш о том, как говорить с детьми. Эти приемы помогут и в общении с ребенком с РАС.
Обеспечьте ребенку стабильность быта и возможность изолироваться. Отнеситесь с пониманием к этим особенностям ребенка с РАС – это жизненная необходимость, а не каприз.