татьяна семенова
Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Чувства и эмоции у нормально развивающихся детей появляются очень рано, ещё в младенческом возрасте и являются первой основой общения ребёнка со взрослым – источником его органических потребностей и появления эмоциональных реакций. У детей с нарушением интеллекта эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослым часто оказывается наушенным и к моменту прихода в дошкольное учреждение. Чувсвтва не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития.
Темочки:
Особенности :
1. Эмоционально-волевая незрелость (выражается в детскости эмоций, т. е. в недифференцированности, неумении их регулировать: дети не могут сопереживать друг другу, помочь товарищу, если он нуждается в помощи, равнодушны к успеху, неудачи не замечают.
2. Неадекватность эмоционально-волевой сферы, чаще всего связана с неправильной оценкой ситуации.
Например, в группу пришла новенькая девочка и заплакала, потому что её мама ушла. Дети вместо того, чтобы поделиться с ней игрушками, отвлечь, стали над ней смеяться и утверждать, что она плохая. Причиной этого было то, что дети уже усвоили, что плакать плохо, а проанализировать ситуацию, не могли. Поэтому у них не возникали правильные адекватные чувства по отношению к этой девочке. Для всех детей этой категории характерным является низкий уровень способности к волевым усилиям (игра «Найди и промолчи»). Наибольшие трудности испытывают педагоги в подходе к детям с нарушением процессов нейродинамики:
1. Возбудимые – поверхность эмоций, чувств, быстрые переходы от одного состояния к другому, эпизодические расстройства настроения, преобладает состояние эйфории (ничем не мотивированное повышенное настроение)
2. Тормозные – чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию, если впадают в состояние обиды, то надолго.
3. Ранимые – высочайшая зависимость от окружающих, полная невозможность волевых усилий, болезненно реагируют на обиду, долго не могут найти утешение, не могут удовлетвориться какой-либо, даже лучшей вещью, которую им подарили взамен похожей, разбитой или утерянной.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей интеллектуальной недостаточностью определяют принципы подхода к воспитанию детей:
• Учет эмоционально- волевых особенностей детей составляет основу индивидуального подхода к ним.
Возбудимые – постоянное наблюдение за такими детьми, чтобы не допустить срыва в поведении, вовремя переключить на другой вид деятельности; больше предлагать спокойные игры (настольно-печатные, мозаика, домино, конструктор и др.); поручать различные виды хозяйственных работ в группе: помыть игрушки, полит растение и др.
Ранимые и тормозные – бережное, щадящее отношение; охранительный режим, нельзя заставлять делать что-то лучше; ограничивать задания; показать уверенность в силах; включать в активную деятельность; предлагать главные роли в сюжетных, подвижных играх; основное внимание направлять на коррекцию личности; поощрять за любой, даже самый малый успех.
• Формирование эмоционально-волевой сферы должно проходить при широком использовании наглядно-практических ситуаций, т. е. анализ особенностей поведения в разных ситуациях (учебных, неучебных)
• Коррекция эмоционально-волевой сферы личности должна осуществляться при опоре на познавательные процессы, то есть коррегируем познавательную сферу и эмоционально-волевую.
• Коррекция эмоционально-волевой сферы должна сопровождаться соответствующими коррекционными воздействиями на речь, общение и все виды деятельности детей.
Для того, чтобы ребенок мог учиться, правильно вести себя в обществе необходимо воспитывать у него волевые качества: умение действовать целенаправленно, преодолевать определенные трудности, правильно относиться к оценке действий, поведения, результатов их деятельности, адекватно реагировать на успех и неуспех. Постепенное наращивание трудностей на занятиях, в самообслуживании, в разных видах деятельности ведет детей к умению преодолевать посильные трудности, формирует волевые процессы. Систематическая, доброжелательная оценка реальных успехов и достижений, анализ ошибок и помощь в их преодолении, учат детей правильно относиться к оценке со стороны других людей.